В номинации «Компания года» первое место занял «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» (СГМ) — один из ведущих строителей газопроводов в России. В этом году победитель отмечает свой пятилетний юбилей.
Генеральный директор ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» Руслан Горюхин рассказал АиФ.ru, как построить трубопровод под дном пролива и как газовики-строители находят уникальные исторические памятники.
Полина Девятова, АиФ.ru: В 2013 году Группе компаний СГМ исполнилось 5 лет. Расскажите, как была основана компания?
Руслан Горюхин: Да, в этом году у нас первый, но такой долгожданный юбилей. Группа компаний СГМ была образована в 2008 году: в неё вошли крупные строительные и одно производственное предприятия, у каждого из которых — своя уникальная история. Ещё 50–60 лет назад многие из них прокладывали первые нефте- и газопроводы и сегодня продолжают участвовать в ключевых инфраструктурных проектах страны.
– В каких масштабных проектах участвовал «СТРОЙГАЗМОНТАЖ»? Какой проект вы можете назвать самым амбициозным и знаковым?
– За 5 лет работы Группа компаний СГМ построила 11,5 тыс. километров трубы. Это и магистральные газопроводы, по которым газ транспортируется из одного региона в другой, и межпоселковые. Если провести аналогию с организмом человека, то это как артерии и капилляры, но только газотранспортной системы России.
Среди самых крупных наших проектов газопроводы «Джубга – Лазаревское – Сочи», «Сахалин – Хабаровск – Владивосток», «Грязовец – Выборг», «Бованенково – Ухта», «Ухта – Торжок». Все эти объекты уникальны. Где-то трубопровод сооружался в зонах сейсмической активности, где-то — под дном рек и даже проливов, строили и в условиях вечной мерзлоты… Например, газопровод «Джубга – Лазаревское – Сочи» почти полностью прокладывался по дну Чёрного моря, а его наземная часть прошла в районе Сочинского заповедника. Самым важным было положить трубу так, чтобы минимизировать воздействие на окружающую среду и не нарушить привычную среду обитания животных и растений.
– Газификация регионов, безусловно, один из самых масштабных проектов последних лет. Какие регионы были газифицированы, где ещё ведутся работы?
– Мы участвуем в программе «Газпрома» по газификации российских регионов с 2008 года. За это время мы построили и продолжаем строить объекты в 65 регионах. Газ поступает во всё более и более отдалённые уголки нашей страны. В 2012 году только в Волгоградской области «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» проложил почти тысячу километров трубопроводов.
Сейчас среди наиболее крупных проектов — газификация Тамбовской области, республики Дагестан и, конечно, регионов Дальневосточного федерального округа. На Дальнем Востоке вообще уровень газификации — один из самых низких в стране. А строительные работы здесь осложнены высоким уровнем сейсмической активности и наличием тектонических разломов. Кстати, во время газификации острова Русский во Владивостоке наши строители проложили уникальный двухниточный переход через пролив Босфор Восточный. Построить три километра трубы под дном пролива — задача технологически очень сложная. Наши инженеры предложили бурить двумя установками навстречу друг к другу с последующей стыковкой под землёй. Такое решение до этого не применялось нигде в мире.
– Газопровод «Южный поток» строится в целях диверсификации маршрутов экспортных поставок природного газа в Европу. В чём уникальность проекта «Южный поток»? Какая роль в строительстве принадлежит вашей компании?
– По «Южному потоку» газ пойдёт в европейские страны. Газопровод будет проложен по дну Чёрного моря, а также по территории ряда государств. «Южный поток» важен прежде всего потому, что он позволит увеличить поставки газа в ЕС. Ведь по прогнозам экспертов, к 2030 году спрос на газ в европейском регионе достигнет 140 млрд кубометров. Это очень большая цифра.
В рамках этого проекта «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» строит более 700 километров «Южного коридора». Это система газопроводов, которая сооружается на территории России с тем, чтобы оттуда топливо поставлялось в «Южный поток». В Анапе мы возводим крупнейшую в мире компрессорную станцию «Русская» (448 МВт) — от неё газ будет подаваться в морскую часть газопровода.
– Одна из главных задач компаний, ведущих масштабное строительство, это охрана окружающей среды. Какие шаги предпринимает «СТРОЙГАЗМОНТАЖ», чтобы минимизировать возможное негативное влияние на экологию?
– Все проекты, которые ведёт «СТРОЙГАЗМОНТАЖ», соответствуют экологическим нормам. При строительстве учитывается множество факторов. Это наличие редких видов флоры и фауны, близость национальных парков и даже миграция рыб, если объект сооружается под водой — всего не перечесть. В некоторых регионах строительство ведётся только зимой. Например, на Ямале благодаря зимним работам остаётся нетронутым ягель — основное питание северных оленей.
– Важная задача строителя — сохранить не только уникальную природу регионов, где ведутся работы, но и богатое культурное наследие. Как это удаётся сделать?
– Объекты проектируются при тесном взаимодействии с археологами. Все строительные работы ведутся с учётом расположения на участках археологических памятников. Мы стараемся максимально сохранить историческое наследие. Например, недавно на берегу реки Кубань в Краснодарском крае наши строители обнаружили скифское захоронение IV века до н. э. Чтобы оставить его нетронутым, газопровод прокладывался на 20-метровой глубине.
– Это своего рода социальная ответственность бизнеса. А какие социальные проекты реализует «СТРОЙГАЗМОНТАЖ»?
– Их довольно много. Это и культурные, и социальные проекты, и поддержка спорта. Компания уделяет особое внимание развитию спорта. У нас есть футбольная, хоккейная и волейбольная команды, в которых участвуют сотрудники компании. Кроме того, «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» — официальный партнёр хоккейного клуба «Динамо».
– В рамках проекта «Национальная гордость России» «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» стал победителем премии «АиФ» как «Лучшая компания года». Насколько важно для вас это признание? Расскажите о планах развития ООО «СТРОЙГАЗМОНТАЖ» на ближайшие годы.
– Нам очень приятно, что наши достижения оценили читатели вашей газеты. Если же говорить о будущем, мы продолжим газифицировать города и сёла России, строить магистральные газопроводы. Среди важных строек — газопроводы «Южный коридор» и «Бованенково – Ухта». Что касается новых интересных для нас направлений, это строительство нефтепроводов и заводов СПГ (сжиженного природного газа). Думаю, впереди — много интересного, потому что нефтегазовая отрасль в России развивается очень динамично.