Евросоюз шлёт угрозы о несоответствии общеевропейскому законодательству договорённостей России с отдельными государствами о строительстве «Южного потока». А строительство тем не менее продолжается в полном соответствии с графиком.
Начать установку!
Вокруг перемешанная техникой мокрая земля. Посреди этого месива бетонная площадка сложной геометрии. Она и есть фундамент для агрегатов компрессорной станции (КС) «Русская», которая по завершении строительства (к 2017 году) будет самой мощной в мире.
Она расположена у Чёрного моря, близ Анапы, и станет завершающим пунктом «Южного коридора» - трубопровода, пролегающего через восемь регионов страны. Одновременно - отправной точкой «Южного потока», который доставит российский газ по дну Чёрного моря в Южную и Центральную Европу.
На прошлой неделе на приготовленный бетонный фундамент здесь установили первый газоперекачивающий агрегат (ГПА) под торжественные речи и аплодисменты участников церемонии. А всего-то год назад в присутствии российского президента варили первый стык.
«Он был сварен практически на пустом месте, - вспоминает Михаил Левченков, генеральный директор «Газпром инвеста». - И вот теперь, через год, мы начинаем монтаж первого газоперекачивающего агрегата. Всё по графику - а значит, есть все предпосылки к тому, что станция будет сдана в установленные сроки».
Самого агрегата, правда, никто не увидел - он находится в защитном кожухе. Но на фото, показанных Алексеем Ивановым, представителем питерской компании «РЭП холдинг» (изготовителя), хорошо была видна турбина ГПА-32 «Ладога». А из его рассказа следовало, что агрегат российского производства имеет мощность 32 МВт и очень высокий, по мировым меркам, КПД - 36%.
Команду «Начать установку!» дал начальник краснодарского территориального производственно-строительного управления компании «Стройгазмонтаж» (которая и ведёт строительство) Николай ЕНА. И тогда кран поднял «домик» (именно так выглядит агрегат в кожухе), перемещая на приготовленную под него часть бетонной площадки.
«Сегодня устанавливаем первый, а вон ещё стоят - их установим буквально в ближайшие дни», - руководитель строительства КС «Русская» Владимир Горшков показывает рукой в сторону двух других «домиков», которые пока ещё покоятся на грузовиках.
Всего же здесь разместят 14 таких агрегатов. Их общая мощность (448 МВт) позволит создать в трубе такое давление, чтобы без дополнительных технических средств транспортировать газ на 900 км. Ежегодно таким образом будут перекачивать 63 млрд куб. м голубого топлива, «закрывая» приличную долю потребности Европы (она, по прогнозам экспертов, к 2020 году достигнет 80 млрд куб. м, а к 2030 году - 140 млрд куб. м).
Масштабы и решения
Масштабы строительства впечатляют, когда окидываешь взглядом с высоты строительные площадки на территории будущей станции - огромные выровненные территории (площадь станции - 40 га). А ещё в начале года вместо них возвышались вершины холмов.
И это лишь часть строительства, которое ведёт Группа компаний СГМ для стратегического российского проекта. Кроме «Русской» она строит ещё одну компрессорную станцию - «Кореновская», а также газоизмерительную станцию «Сохрановка» и более 700 километров газопровода по «Южному коридору». Уже сдана в эксплуатацию компрессорная станция «Кубанская».
«Наши компании строят участки газопровода, проходящие по территории Воронежской, Ростовской областей и Краснодарского края, - поясняет Руслан Горюхин, генеральный директор ООО «Стройгазмонтаж». - Из 421 км линейной части трубопровода, относящейся к первому этапу строительства «Западного маршрута» «Южного коридора», сварено «в нитку» 400 км, из них 216 км уже испытываются. Это отличные результаты».
В проекте участвуют практически все предприятия Группы, в том числе и производители оборудования. Так, «Волгограднефтемаш» поставит адсорберы для КС «Казачья» - это уникальные аппараты весом более 180 т каждый.
Обычно информация о строительстве таких объектов укладывается в короткие сообщения: «установлено», «проложено», «пущено в эксплуатацию». За кадром остаётся не только тяжёлый труд строителей (живущих и работающих, как правило, «в чистом поле»), но и уникальные инженерные решения, организация спецопераций по доставке тяжеловесного и крупногабаритного оборудования.
Так, агрегаты на «Русскую» из Санкт-Петербурга везли сначала по воде, а из порта - автодорогами, с сопровождением ГИБДД и ночью, чтобы машины со столь объёмными грузами могли свободно передвигаться. Логистика тоже была непростой, поскольку требовалось найти такие пути, где не было бы мостов, под которыми грузы попросту не пройдут.
С чернозёмом - бережно
С другой стороны, когда начинаешь вникать в детали грандиозных технических проектов, понимаешь, что времена изменились. Раньше перед производственниками и строителями стояла одна задача - найти технические и инженерные решения, чтобы сделать то, что ещё никто не делал. Теперь же эта задача имеет расширение - сделать так, чтобы не нанести ущерба окружающей среде.
Рассказывая о технических характеристиках агрегатов, устанавливаемых под Анапой, Алексей Иванов тут же добавляет, что при их высоком КПД выбросы оксида азота в атмосферу минимальные, а шумовые характеристики низкие.
В конце выровненной площадки, у склона ближайшей горы, возвышается террикон из чернозёма. Строители сняли плодородный слой почвы в начале строительства, чтобы по окончании вновь уложить и не внести дисбаланс в сложившуюся здесь экосистему. Тем более что вокруг виноградники.
Вообще, достаточно много участков газопровода приходится прокладывать по землям сельхозназначения. И везде к плодородному грунту относятся столь же бережно. До начала основных работ его снимают и возвращают на прежнее место уже после укладки труб в траншеи.
В Краснодарском крае около 65 км трассы пройдёт по рисовым чекам - это вообще экстраординарно. Чтобы тяжёлая строительная техника не нанесла вреда структуре рисового поля, поверху плодородного слоя укладывают специальные понтоны - панели из полимерных композиционных материалов.
А при сооружении трубопроводов под дном рек активно используется технология микротоннелирования и наклонно-направленного бурения. То есть никаких траншей не роют, а запускают под землю специальный бур со встроенным локатором - всё, что видит, он передаёт оператору, который и управляет положением бура под землёй. Ну а грунт смешивается со специальной жидкостью и по очистной системе выходит на поверхность.
По мере продвижения бура сооружается тоннель из железобетонных труб. Затем в него укладывается трубопровод. Конструкция труб рассчитана на комбинацию максимальных нагрузок от давления грунта и непроницаема для воды.
Таким образом удаётся избежать какого-либо вмешательства в экосистему. Остаются в покое рыбы, которые могут даже нереститься во время строительных работ, не тревожатся и представители разнообразной наземной фауны, сохраняется растительность. Для уникальных южных степей, рек и озёр, а также нашего Черноморского побережья это, конечно, очень важно.