Обычно в трудные времена люди мобилизуются. Если не хватает продуктов – начинают выращивать картошку, если нет работы – устраиваются грузчиками или организуют собственный бизнес. По логике, в случае финансового кризиса население должно повышать грамотность в этом вопросе, стремиться узнать, как «работает» экономика, чтобы применить эти знания на практике. Так ли это? Изменились ли финансовая психология россиян, стали ли они более ответственными?
Как выяснили эксперты, ситуация складывается несколько парадоксально. Люди уверены, что их финансовая грамотность улучшилась, но на самом деле это далеко не так. С начала кризиса количество россиян, считающих себя финансово «подкованными», увеличилось. Доля тех, кто оценил свои знания на» «четверку», выросла с 10% в июне 2008 г. до 15% в декабре, количество «троечников» - с 34 до 38%. Тех, у кого, по собственному признанию, финансовых знаний нет вовсе, стало на треть меньше. Правда, «отличниками» по-прежнему считают себя лишь 2% опрошенных – видимо, это экономисты, которые уверены, что знают все, и по-прежнему раздают направо и налево советы, несмотря на то, что опозорились уже не единожды. В целом, в июне 50% респондентов считали, что совершенно безграмотны или недостаточно грамотны в финансовой сфере, а в декабре таких было только 38%.
Но, судя по всему, эта субъективная оценка не имеет под собой реальной почвы. Людям просто кажется, что они знают о финансовом мире больше, поскольку с экранов телевизоров и со страниц газет на них ежедневно выливается огромный «ушат» информации. О том, что «акции снова рухнули» сегодня рассуждают даже бабушки на лавочке у подъезда. Только при отсутствии базовых знаний эта осведомленность из серии «слышал звон, да не знает, где он». Чтобы оценить, насколько люди действительно стали грамотнее, существуют так называемые «проверочные» вопросы. Их-то и задали респондентам исследователи.
Один из главных признаков финансовой грамотности – умение планировать свой личный бюджет. Учет доходов и расходов практикуется в большинстве европейских семей, где считается, что уметь экономить так же важно, как и зарабатывать. У нас это пока не стало нормой. Люди предпочитают рассуждать о госбюджете, но привести в порядок свой собственный не спешат. С момента начала кризиса лучше не стало – более половины (56%) населения семейный бюджет по-прежнему не планируют. Более того, количество тех, кто это все-таки делает, даже снизилось. При этом почти каждый десятый даже приблизительно не ведает, сколько денег было получено и потрачено в его семье. Около 47% населения имеет лишь приблизительное представление о том, куда «утекают» кровно заработанные деньги.
Может быть, нашим людям просто нечего учитывать – все идет на обеспечение самых насущных потребностей? Но зависимость скорее обратная. И в июне, и в декабре 2008 г. чаще, чем в среднем по выборке, семейные средства учитывают именно малообеспеченные люди. Среди тех, кто оценил свое материальное положение наиболее плачевно («Мы едва сводим концы с концами, денег не хватает даже на продукты») «гроссбухи» ведет почти треть, столько же – среди респондентов старше 60 лет. Видимо, в свое время пожилым крепко привили привычку к порядку.
Целью второго вопроса было понять, насколько люди способны применить экономические знания в реальной жизни. Например, распознать финансовую пирамиду. Им были даны следующие возможности инвестировать свои средства:
- банк, предлагающий вклады под 12% годовых,
- паевой инвестиционный фонд, сообщающий о 35% доходности его паев за предыдущий год,
- финансовая организация, обещающая 35%-ый рост вложений через год и гарантирующая возврат инвестиций,
- общий фонд банковского управления, предлагающий сертификаты долевого участия.
Где кроется подвох? Правильный ответ – «организация, обещающая 35%-ый рост и гарантирующая возврат инвестиций» - дали всего 28% опрошенных. Но финансово грамотные люди должны понимать, что о доходности выше 10-15% сегодня и речи быть не может! А если дела на фондовом рынке – швах, то за счет чего компания собирается вернуть вложения? Тем более, если из реальных активов у нее только офисная мебель. Среди тех, кто оценивает свои финансовые знания как удовлетворительные и выше, потенциальную финансовую пирамиду верно определили от 33% до 38% респондентов, что выше среднероссийского показателя (28%). Остальные, видимо, без колебаний вверили бы свои «кровные» фирме, дающей столь заманчивые обещания. Некоторые из тех, кто считает себя финансово грамотными, правда, решили перестраховаться, причислив к мошенникам банк, обещающий «честные» 12% годовых.
Своими личными финансовыми «пробелами» люди считают то же, что и раньше. Им не хватает знаний о защите прав потребителей, способах сбережений на старость и пенсионную системе в целом. А фондовый рынок, с которого, собственно, и начался кризис, по-прежнему интересует лишь незначительную часть респондентов.
Распределение ответов респондентов на вопрос «О каких из аспектов управления личными денежными средствами Вам было бы интересно узнать больше в курсе финансового обучения», % респондентов
|
июнь 2008 |
декабрь 2008 |
Какие законы, защищающие права потребителей существуют, и что следует делать, если эти права нарушаются |
31 |
31 |
Как устроена пенсионная система, и какие существуют способы для обеспечения сбережений на старость |
26 |
24 |
Меня не интересует никакая из подобных тем |
25 |
23 |
Что нужно делать, чтобы не увязнуть в слишком больших долгах при пользовании кредитами |
22 |
19 |
Как планировать долгосрочные покупки (автомобиль, квартира, дача) и оценивать свои возможности для их осуществления |
19 |
18 |
На какую информацию потребитель должен обращать внимание при подписании договоров с банками и другими финансовыми компаниями |
18 |
17 |
Об ипотеке |
16 |
15 |
Как ставить свои финансовые цели и составлять текущий личный финансовый план |
12 |
14 |
О банковских услугах - текущих счетах, сберегательных вкладах и пластиковых картах |
14 |
14 |
О потребительских кредитах для покупки товаров и услуг |
13 |
13 |
О негосударственных пенсионных фондах |
13 |
11 |
По каким параметрам нужно сравнивать услуги, предлагаемые банками и другими финансовыми компаниями |
11 |
11 |
О страховании и видах страховых продуктов |
7 |
8 |
Об источниках информации о финансовых услугах, как ее понимать и как можно отличить рекламу от объективной информации |
8 |
8 |
О фондовом рынке, акциях и паевых инвестиционных фондах |
5 |
7 |
Затрудняюсь ответить |
|
|