Будут проблемы и с ассортиментом заморских товаров: мировой кризис уже подкосил международные гиганты, производящие бытовую технику.
Ширпотреб
По данным Министерства экономики РФ, почти половина (44%) всех промышленных товаров, купленных россиянами в текущем году, — зарубежного производства. У такой зависимости от импорта есть и положительные и отрицательные стороны. Главный плюс в том, что благодаря ввозу иностранных товаров в наших магазинах нет дефицита. Весомый минус — как только за границей начинается «экономическая чехарда», скачут курсы валют, и это вызывает проблемы у импортеров. А они тут же оказывают опустошающий эффект на карманы российских покупателей. Ведь компании, ввозящие иностранные товары, покупают их за доллары или евро, а продают внутри страны за рубли.
Последние несколько лет рубль укреплялся по отношению к доллару. Итог — одежда и техника, которую мы приобретали за доллары (у тех же турок или китайцев) дешевела. Благодаря этому за последние лет 7 зимняя куртка, телевизор или диван перестали быть предметом роскоши. Теперь ситуация создалась обратная, а значит, пока рубль вновь не наберется сил, мы на свою (кстати, неиндексированную) зарплату сможем покупать уже «полтелевизора», «полдивана» и т. д. И скорее всего, нам ещё и придется искать отечественные аналоги зарубежных товаров.
Хотя, российским промышленникам такая ситуация только на руку. За предыдущие годы, пока рубль был крепок, многие из них «по дешевке» купили за границей современное оборудование и наладили производство качественной мебели, одежды и обуви. А теперь эти товары будут еще и дешевле импортных.
Автопром
Автолюбителям в ближайшее время тоже придется вспомнить о российских машинах (если об иномарках, то только подержанных). Продажи новых зарубежных авто уже сократились на 20%, а скоро «иностранцы» и вовсе станут роскошью.
Дело в том, что из-за снижения курса рубля цены вырастут даже на собранные в России машины зарубежных брендов. Во-первых, потому, что у многих из них больше половины «начинки» состоит из импортных деталей (за которые опять-таки надо платить не рублями). Причем завозят к нам самые дорогие компоненты — двигатели и электронику.
Во-вторых, кредит на новую машину в банке теперь получить станет намного сложнее. Еще недавно, по оценкам Ассоциации «Российские автомобильные дилеры», до 50% новых машин продавалось с помощью банковского займа, однако теперь распространенное автокредитование «отнесли» в разряд рискованного бизнеса. Объясняют это так: если заемщик обанкротится, то перепродать машину по цене покупки, чтобы погасить долги, банкиры не смогут. Поэтому одни банки уже заявили, что автокредитов не будет, другие их выдают, но под высокий процент, с большим первоначальным взносом и только обладателям белой зарплаты.
Третий аргумент в пользу «жигулей» и подержанных машин — проблемы международного, в первую очередь, американского автопрома. Так, «большая тройка» — General Motors (GM), Ford и Crysler — оказалась на грани гибели. Даже в самих США у того же GM продажи упали на 40%. Поэтому автогиганты вынуждены сокращать производство и отказываться от новых моделей. Зато продавцам б/у — раздолье: по прогнозам агентства «Автостат», в 2008 г. в страну ввезут подержанных иномарок на 12% больше, чем в прошлом — порядка 400 тыс. штук.
Как все будет
Перед тем как «грянет потребительская буря» россиян ждет небольшой подарок: пытаясь увеличить продажи, компании будут снижать цены. Одна крупная сеть супермаркетов и сеть аптек уже объявили о скидках. Скоро начнут сбрасывать цены и остальные торговцы — им нужно побыстрее освободить склады перед Новым годом, чтоб расплатиться по кредитам. А вот после праздников распродаж ждать не стоит — в январе-феврале импортные товары будут поставлять в Россию по новым контрактам, которые заключаются сейчас, в самый разгар кризиса. В них торговцы и производители уже учли и изменение курсов, и падение спроса, и инфляцию; а раз так, то и устраивать экстренные распродажи смысла не будет. Но опять-таки — до поры до времени, пока рубль не окрепнет.