Примерное время чтения: 6 минут
34

Народный банк Казахстана пытается отсудить торговые центры в Новосибирске

Фото: пресс-служба ГК «Успех»

В российских судах продолжается рассмотрение спора между группой компаний «Успех» и Народным банком Казахстана, на кредитные средства которого в Новосибирске построены торгово-развлекательные центры «Ройял Парк» и «Голден Парк». Казахстанский банк пытается отсудить ТРЦ в счет погашения кредита. ЗАО «Автоярус-Инвест», входящее в группу компаний и построившее «Ройял Парк» и «Голден Парк», в такой ситуации было вынуждено инициировать собственное банкротство. В интервью «Аргументам и фактам» член совета директоров ГК «Успех» Виталий Пак рассказал о сути конфликта и возможных путях его решения.

«АиФ.ru»: Виталий Александрович, в чем суть конфликта между Народным банком Казахстана, ЗАО «Автоярус-Инвест» и ЗАО «Оргстрой»? Почему вышеупомянутые компании обратились за кредитом именно в казахстанский банк?

Виталий Пак: Первый кредит мы получили в 2006 году, поскольку в середине 2000-х годов банки из Казахстана агрессивно выходили на российский рынок и предлагали конкурентоспособные условия. Тогда у банка был другой менеджмент, ориентированный на развитие бизнеса в России. Мы чувствовали внимание и интерес руководства к нашим проектам и решили работать с крупным банком из Казахстана.

В 2009 году после смены менеджмента, новое руководство потеряло интерес к России, и банк начал активно поднимать ставки по уже выданным кредитам. В этот момент мы занимались строительством второго торгового центра «Голден парк». В стране был кризис, проект шел тяжело, и мы потеряли часть финансирования, которое ожидали от соинвесторов. Все наши активы были заложены в банке, наш долг обслуживал только один торговый центр, второй стоял недостроенным.

В этой ситуации мы практически не могли рефинансировать кредит в российском банке без активного участия со стороны Народного Банка Казахстана. Последний в конечном итоге согласился через полтора года дофинансировать наш проект, но потребовал переписать наши акции на банковскую компанию и выплатить колоссальную комиссию в размере 20% от предоставленных средств, при этом подняв ставки по уже выданным.

Мы продолжали вести переговоры с крупнейшими российскими банками о рефинансировании, но без активного участия Народного Банка Казахстана не могли структурировать сделку. Казахстанский банк не проявил интереса к этим переговорам и даже не прислал своего представителя. Учитывая большую долговую нагрузку и залог всех активов, переговоры при такой позиции кредитора изначально были обречены на провал.

«АиФ.ru»: Почему компаниями перестали производиться выплаты по кредиту?

В.П.: Мы обслуживали все кредиты четыре года, до середины 2011 года. Получив от банка 103 млн. долларов, мы выплатили банку обратно около 43 млн. При этом долг перед банком не только не снизился, но и вырос за счет процентов и комиссий – до 118 млн.

В начале 2011 года изменилось налоговое законодательство в России в отношении валютных займов, и мы стали вынуждены платить больше половины процентов из чистой прибыли, что еще усугубило положение. Банк отказывался от многочисленных предложений о снижении ставки или конвертации долга в рубли и угрожал отнять наши торговые центры. В результате у нас просто перестало хватать денег даже на выплату процентов и мы прекратили выплаты. Через некоторое время казахстанский банк подал иски в суды Новосибирска и Москвы и попытался взыскать с нас деньги и забрать наши торговые центры.

«АиФ.ru»: Суд счел кредитный договор недействительным, так как, по его мнению, российским законодательством запрещено прямое предоставление иностранными банками кредитов российским лицам по договору, подчиненному праву РФ. Хотя и Центральный банк РФ, и Минэкономразвития РФ по запросу банка прислали подтверждение о том, что Народному банку Казахстана нет необходимости получать лицензию для кредитования на территории России. Вас уведомил кредитор о том, что у него есть такие подтверждения?

В.П.: На самом деле все не так. Мы ознакомились с ответом представителя Банка России на частный запрос казахстанского банка. Кстати, это не является правовым актом ЦБ или хотя бы официальным разъяснением. Более того, ЦБ не утверждает ничего того, что расходилось бы с нашей позицией.

Что написано в письме ЦБ? Можно ли деньги переводить из-за рубежа в РФ? Можно. Если мы не осуществляли банковскую операцию, то нам лицензия не нужна? Не нужна. Исходя из этих ответов юристами банка сделан ошибочный вывод о том, что Банк России официально подтвердил действительность заключенных Народным банком договоров и удержание ими незаконных комиссий. Это является, на наш взгляд, попыткой юристов казахстанского банка ввести в заблуждение суд и общественность. Предмет же судебного разбирательства следующий: соответствуют ли конкретные условия  конкретных договоров действующему закону или нет.

Кстати, в развитие данной темы более интересен другой документ, который не так давно был упомянут в СМИ. Речь идет о непроцессуальном обращении посла Казахстана на имя председателя Высшего Арбитражного суда России. В документе дается оценка действиям судов и делаются определенные намеки, как можно решить ситуацию. Как это можно расценить? Я думаю всем известно, что давление на правосудие и вмешательство в отправление правосудия недопустимо. Поэтому еще раз призываю банк решать спор хозяйствующих субъектов без применения административных ресурсов и исключительно в правовом поле.

«АиФ.ru»: Как Вы собираетесь поступить в случае, если дело в судах второй инстанции выиграет банк?

В.П.: Мы пока об этом не задумывались, но в любом случае, будем действовать в строгом соответствии с российским законодательством. По итогам судебных процессов будет окончательно выяснена правовая ситуация в этом споре.

«АиФ.ru»: Как сегодня функционируют построенные торговые центры, и приносят ли они прибыль?

В.П.: Торговые центры успешно функционируют и являются популярным местом шоппинга и отдыха в Новосибирске. Также ТРЦ являются одними из крупнейших налогоплательщиков в районах своего расположения. Но, к сожалению, прибыли не хватает даже на выплату процентов банку, менеджмент которого во многом и создал сегодняшний конфликт. Мы надеемся, эта ситуация рано или поздно разрешится, но в любом случае хотим всех заверить, что конфликт никак не отразится ни на функционировании торговых центров, ни на бизнесе наших арендаторов.

В рамках защиты активов одна из наших компаний «Автоярус-Инвест» подала в новосибирский суд заявление о банкротстве. Процедура банкротства направлена на защиту интересов всех кредиторов, арендаторов и собственников.

Во-первых, мы обязаны обратиться с заявлением о банкротстве, так как не можем моментально отдать банку огромный долг. Во-вторых, мы не хотим, чтобы банк пустил с молотка наши торговые центры и продал их за бесценок в спешном порядке. После введения процедуры у нас будет достаточно времени, чтобы разработать план урегулирования требований всех кредиторов без срочной распродажи торговых центров «Роял Парк» и «Голден Парк». И процедура банкротства будет способствовать решению всех накопившихся проблем прозрачным и законным образом. И стоит подчеркнуть, что все эти юридические процедуры никоим образом не скажутся на функционировании торговых центров и бизнесе наших арендаторов.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах