81

Бюджет-2011: москвичам снова обещают детские сады и новые дороги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. Необычные способы борьбы с простудами 08/09/2010

Вместе с ними была также принята адресная инвестиционная программа города на 2011 г. и основные её параметры на ближайшие три года.

Школы — детям, метры — взрослым

Почти половину планируемых расходов традиционно составляют социальные обязательства. Кроме того, бюджет получился консервативным: чиновники старались рассчитывать на собственные силы, оставляя за рамками возможные поступления из федерального бюджета, поскольку они под любыми предлогами сокращаются год от года. Что же касается инвестиционной программы, то она призвана ликвидировать давнишнюю и, пожалуй, самую сложную проблему Москвы: нехватку инфраструктуры — детских садов, школ, поликлиник, небольших магазинов шаговой доступности и гаражных комплексов.

— Бюджет-2011 был хорошо проработан, обсуждён в разных департаментах, поэтому может быть принят за основу, — резюмировал обсуждение Юрий Лужков. — Документ в своих цифровых показателях сформирован достаточно точно, основательно и традиционно имеет социальную направленность.

Расходы в следующем году запланированы в сумме 1,292 трлн руб., из них 592 млрд руб. — почти половина — приходится на раздел «социальная политика». Собственно, ничего удивительного — «социалка» была и остаётся приоритетом. Поэтому, например, будет поддержан взятый несколько лет назад темп строительства детских садов — трёхлетний план предусматривает ввод в строй 300 дошкольных учреждений. На прежнем уровне и строительство жилья для очередников: только за счёт казны в 2011 г. его будет построено более 600 тыс. кв. м.

Ограниченная застройка

Найдутся средства и на дороги. В ближайшие три года на развязки, тоннели, реконструкцию улиц и шоссе потратят 140 млрд руб. При этом в первую очередь будут финансироваться уже начатые работы — на «Большой Ленинградке», Звенигородском шоссе, на первых участках Четвёртого транспортного кольца. Есть и дополнительный список проектов, которые станут реализовывать по мере поступления в казну дополнительных доходов.

Кроме того, трёхлетние финансовый план и инвестиционная программа имеют целью не столько ликвидировать инфраструктурный разрыв, возникший за годы бурного жилищного строительства, сколько не допустить в будущем нехватки дошкольных учебных заведений, медицинских центров, парковок и других необходимых людям объектов. Для этого власти пошли на сокращение планового задания по доходам бюджета от земельных аукционов на коммерческое строительство. План по этой статье на 2011 г. составляет 2,5 млрд руб., тогда как в 2010 г. планировали привлечь через подобные торги 4 млрд руб. Ограничивая темпы коммерческой застройки, город намерен максимально насытить кварталы всем необходимым для жизни — от дорог и инженерных коммуникаций до школ и физкультурно-оздоровительных комплексов.

Тот факт, что все инфраструктурные «нужды» заложены в финансовые документы, подчёркивает обязательность этих статей. Да, и Москва, в отличие от федерального центра, сохраняет прежний порядок и сроки рассмотрения бюджета: проект появился в конце августа, вносится в Мосгордуму в начале сентября и принимается в течение осени. Федералы, например, перенесли сроки внесения в Госдуму на 1 октября. И на сегодняшний день у главного финансового закона страны на 2011 г. определены лишь основные параметры, а детализация, например по перечислениям средств регионам (Москве, кстати, положены субвенции за исполнение столичных функций), до сих пор отсутствует.

Центр в эпицентре инициатив

Тенденция в межбюджетных отношениях центра и регионов в последние годы складывается нелучшая. Власти страны всеми средствами стремятся к централизации полномочий, а вместе с ними и бюджетных средств. К таковым относится, например, планируемый с 2012 г. переход на федеральное финансирование общественной милиции. Во многом за счёт регионов проводятся и другие преобразования. К ним относится предоставление льгот по налогам на имущество и на прибыль для инновационных компаний, хотя эти налоги частично поступают и в региональные бюджеты. И для некоторых субъектов Федерации они являются одной из основных статей дохода.

Ещё одна недавняя инициатива центра предполагает создание федерального дорожного фонда. Его поступления будут формироваться за счёт повышения акцизов на бензин в среднем на один рубль за литр в год. При этом регионам предоставляется право снизить вдвое ставки транспортного налога. И это придётся сделать в ущерб местным бюджетам. Ведь в противном случае избежать социальных протестов из-за подорожания топлива вряд ли удастся.

Но компенсирует ли федеральный центр выпадающие из-за этого доходы регионов — большой вопрос. Например, в этом году федералы вообще прекратили участвовать в финансировании строительства московского метро, хотя этот пункт является одним из обязательных, так как относится к выполнению Москвой столичных функций. А ассигнования на строительство дорог в Москве вот уже который год формируются в пропорции 1 к 10, где львиную долю средств выделяет московская казна и лишь десятую часть — федеральная.

Доходов будет больше

Москва, как и многие другие регионы, надеется на восстановление справедливости в бюджетной области. Тем более что нынешние попытки федералов тянуть одеяло на себя противоречат установкам послания президента. «Необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы своих бюджетов», — отметил Дмитрий Медведев. Он также пояснил, что необходимо обеспечить большую самостоятельность субъектов Федерации и повысить их ответственность за результаты собственной деятельности.

А пока федеральные ведомства не вняли призывам президента, Москве приходится рассчитывать главным образом на свои силы. Впрочем, это не означает, что денег в столичной казне будет мало. Так, в 2010 г. доходная часть бюджета была увеличена более чем на 60 млрд руб. по сравнению с принятым в прошлом году первоначальным планом. По мере же восстановления экономики после кризиса поступлений в казну города будет ещё больше.

Вы в курсе?

Решением совета Общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров максимальный размер компенсации москвичам, пострадавшим от «финансовых пирамид» 1990-х гг., увеличен с 10 до 15 тыс. руб. В настоящее время выплаты осуществляются в размере вклада (но не более 15 тыс. руб.) всем жителям города, а ветеранам Великой Отечественной войны — до 100 тыс. руб. Также определён перечень компаний, вкладчики которых получают компенсационные выплаты. Туда не входят банки, чековые и пенсионные фонды, страховые компании. Приём и регистрация обращений граждан, а также консультации по вопросам выплат осуществляются некоммерческим фондом «Центр инвестиционного просвещения» по адресу: 3-й Самотёчный пер., д. 13.

Более подробную информацию о компенсационных выплатах можно получить на сайтах: htpp://moscompens.ru/ или www.fedfond.ru, где публикуется список компаний, вкладчики которых имеют право на получение компенсационных выплат.

Новый порядок поступления в детские сады вводится с 1 октября 2010 г.

— В связи с многочисленными жалобами на плохую работу ряда комиссий по укомплектованию дошкольных учреждений мы приняли решение зачислять малышей через Интернет, — рассказала замруководителя департамента образования столицы Татьяна Гусева на городской научно-практической конференции «Приоритеты развития дошкольного образования столицы на 2010-2011 гг.». Те родители, у которых дома нет компьютера, смогут записать своё чадо в садик в окружных управлениях образования. Москва не первый год пытается решить проблему очередей в дошкольные учебные заведения, которая возникла из-за того, что в 1990-е гг. большое количество зданий было продано, а также из-за подъёма рождаемости в последние годы.

По статистике, в детской очереди в настоящее время — 25 тыс. малышей. Наилучшая ситуация со свободными местами в детских садах на данный момент сложилась в Южном, Центральном, Восточном и Зеленоградском округах. Сейчас в Москве 2,4 тыс. садиков, их в этом году будут посещать 343,6 тыс. маленьких москвичей.

Московской Межрайонной природоохранной прокуратурой были выявлены многочисленные нарушения санитарных норм в деятельности Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) в столице. Большинство из них касалось работы небольших магазинов и ларьков, сотрудники которых не смогли предъявить при проверке все необходимые разрешения. Общая сумма штрафов составила 82,5 тыс. руб.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах