По одёжке не судят, гласит известная пословица, и тем не менее, правда жизни от народной мудрости очень далека. Как бы ни старались мы быть непредвзятыми и, как говорится, «смотреть вглубь», любой из нас имеет риск поддаться первому впечатлению. Но ещё хуже — самому пасть жертвой этого впечатления и не дай бог показать себя в невыгодном свете.
Особенно важно это, пожалуй, в двух ситуациях: на первом свидании и на собеседовании. Но если в первом случае всё ещё можно исправить — например, напросившись на повторное рандеву, — то «уломать» работодателя ещё раз протестировать вашу профпригодность вряд ли удастся. Кроме того, свидание — раз уж оно всё-таки началось — продлится явно дольше
Думаете, за это время он успевает вполне оценить ваши профессиональные навыки? Вовсе нет. Всё решает внешний вид.
А нужен ли креатив?
Что же можно считать роковой оплошностью в подборе подходящего гардероба для собеседования? Среди заядлых «искателей» новой работы существует два — причём диаметрально противоположных — мнения на этот счёт.
Одни считают, что главный путь к сердцу работодателя — это произвести как можно более яркое впечатление, а значит запомниться, запасть в душу, в общем, одеться по возможности неординарно и творчески. Это, мол, покажет вашу креативную натуру и смелость быть всегда собой, которую ваш потенциальный шеф наверняка оценит.
Другие, более консервативные соискатели, считают, что являться на собеседование нужно в строгом деловом костюме или в любой другой подчёркивающей ваш серьёзный настрой одежде. Пусть проводящий собеседование специалист поймёт: вы пришли сюда работать, а не демонстрировать новые наряды, и можете доказать свою пригодность для должности благодаря одному только профессионализму.
Ну и третья группа временных безработных (а между двумя противоположностями всегда есть место третьему варианту) вообще не заботится о своём внешнем виде, отправляясь на завоевание карьерных высот. Эти люди либо просто не привыкли ухаживать за собой, либо считают это «ниже своего и достоинства» и надеются получить должность только за счёт высокого IQ.
Дресс-код наоборот
Так на чьей же стороне правда? Конечно, не всех работодателей можно причесать под одну гребёнку и с уверенностью сказать, что такой-то костюм приглянётся в таких-то компаниях, а такой-то — в других. Жизнь любого соискателя стала бы намного легче, если бы «одёжные» предпочтения нанимателя были прописаны в объявлении о поиске персонала. Но отделы кадров и хед-хантеры отнюдь не спешат снабдить безработных такой информацией; поэтому выяснять их предпочтения взялись... английские социологи.
Они и поставили точку в споре между «творческими натурами» и приверженцами классического делового дресс-кода. Как ни странно, правда оказалась где-то посередине. Как заявили учёным большинство работодателей (в ходе исследования было опрошено несколько сотен нанимателей и ищущих работу), они отнюдь не ждут от кандидатов идеального бизнес-костюма. Но и чересчур креативного вида тоже не приемлют. При этом одежда — как и весь внешний вид в целом — может стать решающем фактором при выборе между несколькими соискателями, в чём открыто признались аж 65% специалистов по подбору персонала.
К сожаленью, как именно должен выглядеть идеальный претендент на вакансию, опрошенные кадровики не объяснили. Зато сформулировали список вещей, которые практически гарантированно обеспечат соискателю полный провал. Для женщин, это, как ни странно, кофты с декольте или просто чересчур обтягивающие блузки; а также чёрное или любое другое контрастное бельё, просвечивающее через светлую верхнюю одежду.
Для мужчин под запретом стоят брюки и джинсы с завышенной талией, галстуки кричащих расцветок и неглаженные рубашки.
Один из специалистов компании, проводившей исследование, Кейран Хоу так прокомментировал его результаты:
— Сейчас рынок труда очень насыщен, конкуренция высока и отбор сотрудников происходит крайне строго. Поэтому внешний вид и в частности одежда играют как никогда важную роль: неправильно подобранный гардероб может загубить ваши шансы на работу ещё до того, как вы успеете открыть рот. Да, кто-то, может, и подыскивает себе симпатичную сотрудницу, которая будет «радовать глаз» своим декольте; но вы ведь никогда заранее не узнаете, кто именно будет проводить ваше собеседование.
Хоу также обратил внимание на то, что желание кандидатов выделиться и «запасть в душу» зачастую оборачивается тем, что работодатель не воспринимает их всерьёз.
— Собеседование — не повод наряжаться слишком откровенно или экспериментировать с одеждой, — цитирует Хоу газета Daily Mail. И даже слишком модный наряд — и тот раздражает (!), отметил учёный. По его словам, 7 из 10 опрошенных работодателей высказали недовольство стремлением кандидатов следовать моде.
Как надо
— Я бы посоветовал выбирать наиболее «безопасные» варианты одежды, в сдержанных нейтральных цветах, хорошо сидящие и идеально отглаженные, — рассказал Хоу. — Мужчинам стоит обязательно бриться и вообще уделять своей внешности не меньше внимания, чем женщинам, а женщинам — ни в коем случае не оголяться.
По словам специалиста, более 80% нанимателей признались, что расценивают деловой костюм как признак организованности и профессионализма. Однако точно такую же роль может сыграть просто «скромный, но со вкусом», опрятный наряд.
Комментарий эксперта
Алёна Владимирская, Руководитель направления по поиску и привлечению талантов компании Mail.ru:
— Во-первых, собеседование собеседованию рознь. Одно дело, когда вы приходите в компанию, которая дала объявление о поиске сотрудника. Другое — когда вы идёте в фирму, которая хочет непосредственно вас и вам поступило персональное приглашение. Естественно, во втором случае внешний вид практически не имеет принципиального значения, за исключением разве что совсем «экстремальных» вариантов.
Что касается собеседования по объявлению, то есть старая пословица: встречают по одёжке, а провожают по уму. Так что в первый момент вы должны выглядеть нейтрально, не выделяться и желательно соответствовать духу той компании, в которую вы устраиваетесь. Потому что человеку, который проводит собеседование, это говорит о двух вещах: во-первых, о вашей адекватности, а во-вторых, о том, что вы знаете, куда идёте. Если вы устраиваетесь в какую-то креативную компанию, на должность, например, дизайнера, то, скорее всего, строгий костюм не подойдет. А если вы идёте в банк, не стоит приходить в футболке и рваных штанах.
И второе. Следует одеваться соответственно уровню дохода, на который вы претендуете. Если вы идёте на позицию с заработной платой в 10 тысяч долларов, вы уже к моменту собеседования должны показать, что вы этих денег стоите — и не только через резюме, но и своим внешним видом. Но: никакой вычурности.
Чего избегать в своём гардеробе? Для девушек, безусловно, чрезмерно сексуальных нарядов. Это не совсем уместно и, наверняка, послужит поводом для отказа. Наивно полагать, если начальник — мужчина, то глубокое декольте и короткая юбка обеспечат вам должность. Наоборот, такой наряд — показатель того, что девушка вряд ли собирается работать; и даже если это и не так, у человека, принимающего решение о трудоустройстве, сработает стереотип.