Говорят, глупые люди учатся на своих ошибках, умные — на чужих. Специально для умных людей сайт газеты «Экстра-М» собрал 13 самых распространённых ошибок при поиске работы: если вы хотите успешно получить вакансию своей мечты, вам никогда не стоит их повторять. Итак, всё по порядку.
Как НЕ писать резюме
Небрежно и невнимательно. Около 70% от общего числа соискателей, как правило, отсеиваются на стадии подачи резюме; причём почти половина из этих «визитных карточек» даже не доходит до стола начальника. Небрежно составленное, слишком короткое или не соответствующее принятому стандарту резюме может отправиться в мусорную корзину прямиком из рук секретаря; так что отнеситесь к составлению этого документа максимально серьёзно. Узнайте у работодателя, есть ли какие-то конкретные требования к резюме. Если нет, поищите образцы в Интернете — и обратите внимание не только на состав, но и на стиль изложения информации. Если у вас уже есть резюме, но составлено оно было несколько лет назад, не поленитесь переделать его согласно последним тенденциям рынка труда.
Слишком сухо. Работодателя интересуют не только ваши официально подтверждённые достижения и регалии; любой специалист по подбору персонала обращает внимание и на личностные качества соискателя, а о них ему скажет не только то, что вы напишите, но и то, как вы это сделаете. Здесь важно не перегнуть палку: не уйти в штампованный бюрократический официоз, но и не позволять себе разговорных, сленговых и прочих «вольностей». Придерживайтесь обычного, без премудростей делового стиля. Обязательно напишите о своих достоинствах и преимуществах перед конкурентами; не пренебрегайте графой хобби, так как увлечение (и даже сам факт его наличия или отсутствия) может многое рассказать о характере человека. И, если вам есть, что вложить в резюме — образцы работ, эскизы, проекты, фото и т.п., — сделайте это, чтобы о вас сразу можно было составить мнение как о специалисте.
Неграмотно. Даже если вы претендуете на должность, на которой вам не придётся иметь дело с текстом, грамматические ошибки в резюме не допустимы. Конечно, они вряд ли станут главной причиной отказа в должности, однако впечатление работодателя о вас будет испорчено априори.
Без должного оформления. Представляете, сколько резюме валится на электронную почту рядового рекрутера? И всех их надо систематизировать и как-то хранить. Поэтому, чем проще и удобнее вы озаглавите документ со своим резюме (например: Резюме_Иванов_аудитор), тем легче рекрутер найдёт его среди сотен других электронных документов. И вообще, запомните: человеческий фактор — один из главнейших при решении вопроса о вашем приёме на работу. Так что всегда ставьте себя на место людей, с которыми вам придётся столкнуться напрямую или косвенно, и думайте, что бы им понравилось, а что — нет.
Как НЕ искать вакансию
Только в газетах. Не ограничивайте поиски печатными изданиями. Базы вакансий в Интернете намного больше, чаще обновляются, а порой имеют функцию мгновенной связи с работодателем и даже отправки резюме. Кроме того, вы можете разместить электронное резюме на специализированном сайте, а там уж его будут просматривать многочисленные рекрутеры и хедхантеры, для которых и предназначены такие ресурсы. И не забывайте периодически обновлять дату публикации: более новые резюме имеют больше шансов попасть на глаза потенциальному работодателю.
Сидя дома и ожидая звонка. Если вы ещё не выбрали вакансию или не нашли подходящую, подпишитесь на рассылку на тематическом сайте. Раз в день вам на почту будет приходить сводка новых предложений, соответствующих заданным вами параметрам; но! если у вас есть возможность регулярно мониторить базу вакансий в течение дня, не дожидайтесь рассылки и «ройте» глобальную сеть самостоятельно. Поиск работы — это гонка, и ваш более усердный конкурент может «выловить» должность вашей мечты прямо у вас из-под носа.
Как только нашли то, что вам нужно, — звоните, шлите резюме, договаривайтесь о собеседовании. Если резюме уже отправлено, обязательно позвоните в компанию и справьтесь о том, дошло ли оно и когда будет рассмотрено. Не будьте назойливым, но и не стесняйтесь напоминать о себе. Помните о коварном человеческом факторе.
Скромно и ненавязчиво. Поиск работы — дело нешуточное, от его успеха или провала фактически зависит вся ваша дальнейшая жизнь. Поэтому подключайте к нему всех своих друзей, знакомых и родственников. Используйте все крепкие и не очень крепкие связи, обратитесь к бывшим коллегам, вспомните однокурсников или одноклассников. Да даже соседи или случайный собеседник в автобусе могут вдруг упомянуть, что «вот там-то как раз нужен такой специалист».
И ни в коем случае не стесняйтесь своего положения и не скрывайте его ни от кого. В поиске работы нет ничего постыдного; а вот в сознательном безделье как раз есть.
Чего НЕ делать на собеседовании
Экать, мэкать и запинаться. На собеседовании рекрутер не столько слушает ваши ответы, сколько оценивает личностные качества и умение реагировать на определённые ситуации. Неуверенность в себе и в своих словах, запинки, слишком долгие промедления перед ответом, растерянность и фразы типа «Ну, вы знаааете...» почти наверняка гарантируют вам одно из последних мест в списке претендентов. Поймите: у вас всего несколько минут для того, чтобы «презентовать» себя работодателю и доказать, что вы достойны предлагаемой вакансии. Используйте время с толком. Если надо, заранее заготовьте ответы хотя бы на несколько стандартных вопросов, таких как «Что Вы можете рассказать о себе?», «Чего ожидаете от работы в нашей компании?», «В чём превосходите других соискателей?» и т.п.
Ругать предыдущего работодателя. Скорее всего, вас спросят, по какой причине вы покинули предыдущее место работы. Будьте предельно корректны и ни в коем случае не пускайтесь в откровенности. Начальник был жлоб, коллектив подобрался склочный, старший менеджер подворовывал со склада или заставлял сотрудников «списывать» товар... Всё это, конечно, достойно порицания, однако готовность вынести сор избы отнюдь не говорит в пользу соискателя. Любой работодатель, даже самый честный и законопослушный, не захочет иметь в команде потенциального «стукача».
Слишком много просить. Зачастую размер ставки по вакансии определяется по результатам собеседования, а не закрепляется изначально. Так что вас вполне могут спросить, на какое вознаграждение вы рассчитываете. Будьте осторожны. Многие соискатели ошибочно полагают, что просить слишком маленькую зарплату — значит, показать себя непрофессионалом и «дешёвкой». И действительно, просьба об окладе в
Знать себе цену — это хорошо, но не забывайте, что своё право на эти деньги вам надо для начала доказать. Плюс, если вы согласитесь на пониженную зарплату, у вас ещё будет шанс её увеличить; а вот при отказе от предложенного работодателем оклада вам придётся искать новую вакансию.
Как НЕ понравиться рекрутеру
Выпендриваться. Даже на вакансию топ-менеджера компании собеседование может проводить обычный рекрутер. Однако тот факт, что вы претендуете на должность более высокую, чем у вашего интервьюера, не даёт вам права общаться с ним «сверху вниз». В данный момент вы безработный, а он — человек, который решает вашу судьбу. Конечно, заискивать и заглядывать в рот рекрутеру не стоит, но и малейшее неуважение или фамильярность абсолютно не допустимы.
Неподобающе одеться. Встречают, как известно, по одёждке, так что стиль вашей одежды должен соответствовать духу компании. Возможно, в молодёжном журнале или вольной дизайн-студии вас примут даже в драных джинсах и майке-алкоголичке, но в большинстве случаев на соискателе хотят видеть более или менее деловой костюм. Это отнюдь не означает, что вам нужен пиджак и галстук; просто избегайте ярких цветов и контрастных расцветок, слишком открытой или обтягивающей одежды, обилия декоративных элементов, надписей, обуви на шпильках, а также шлёпанец, босоножек и другой пляжной атрибутики. Не увлекайтесь украшениями, не делайте яркий маникюр, не экспериментируйте с причёской и макияжем. И самое галвное — будьте опрятны. Ваш внешний облик должен говорить о высоком профессионализме и серьёзных намерениях.
Подробнее о том, как надо и не надо одеваться на интервью, читайте в материале «Анти-рейтинг: какую одежду нельзя одевать на собеседование» >>>
Нервничать и зажиматься. Конечно, собеседование — мероприятие волнительное. Но вы, в ряду других личных качеств, должны продемонстрировать умение держать себя в руках. Говорите спокойно, не очень медленно и не очень быстро; следите за голосом и за дыханием (они чаще всего выдают чрезмерное волнение); старайтесь не совершать мелких навязчивых движений (теребить пуговицу, ёрзать в кресле) и смотрите на собеседника, а не в сторону или в пол. И обратите внимание на то, как вы сели: если поза зажатая, напряжённая и неестественная, это подсознательно даёт собеседнику сигнал о том, что вы слабы и не заслуживаете уважения.