На эти и другие вопросы читателей «АиФ» ответила Татьяна Куприянова, заместитель председателя Всероссийского профсоюза работников народного образования и науки.
О зарплатах
Юрий Кривошеин, Белгородская обл.: — Нам объявили, что 2010 г. — Год учителя. Как это на нас, педагогах, отразится? Может, зарплату поднимут?
Татьяна Куприянова: — Конечно, мы ждали в Год учителя мер по улучшению условий труда, дополнительных материальных стимулов для педагогов. Но пока не запланировано даже минимального повышения зарплат. Есть только рекомендации Госдумы правительству, что если бюджет получит дополнительный доход, пустить эти деньги на индексацию зарплаты бюджетникам. То есть до конца 2010 г. оплату труда всё-таки могут поднять. Кроме этого разрабатывается программа по качественному повышению квалификации: чтобы каждый учитель сам мог выбрать, где, когда и по каким направлениям проходить профессиональную переподготовку.
Сергей Давыдов, Ульяновская обл.: — Слышал, что скоро школы будут финансово самостоятельными. А как это может отразиться на учителях?
Т. К.: — Госдума рассматривает проект закона о бюджетных учреждениях. По этому документу школы будут работать не по сметному финансированию, а по госзаданию на оказание услуг. В нём будет прописано, сколько учителей понадобится данному образовательному учреждению для обучения конкретного количества учеников по определённым предметам, и под это выделят средства. Если учесть, что ещё несколько лет мы будем находиться в демографической яме, то директорам школ придётся провести сокращение «лишних»: для выполнения этого пресловутого госзадания не потребуется то количество педагогов, которые сейчас работают в школах. Но, если через пару лет ситуация с рождаемостью выровняется, непонятно, где тогда школы будут брать опытных, грамотных учителей. Возвращать тех, кто ушёл в продавцы и менеджеры? Остаётся надеяться, что данный законопроект не будет принят бездумно и депутаты всё-таки учтут особенности образовательной деятельности.
О льготах по квартплате
Лидия Буйнова, Томская обл.: — Работаю в сельской школе. Сейчас пользуюсь льготами по квартплате. А когда выйду на пенсию, мне их сохранят?
Т. К.: — Пока право на льготы по оплате коммунальных услуг для учителей-сельчан зафиксировано в ст. 55 Закона РФ «Об образовании». Эта гарантия позволила добиться, чтобы регион предоставлял льготы как работающим (членам их семей), так и вышедшим на заслуженный отдых педагогам. Но, к сожалению, даже этой небольшой привилегии их могут лишить. Сейчас рассматривается законопроект, согласно которому каждый регион будет сам решать, какие меры соцподдержки предоставлять учителям в селе. Мы опасаемся, что большинство субъектов откажутся помогать педагогам, поскольку денег в их дотационных бюджетах не хватает даже на зарплаты, а не то что на такие дополнительные соцгарантии. Сейчас мы бьёмся с чиновниками, чтобы этот законопроект пересмотрели, иначе село окончательно лишится педагогических кадров, для которых эта льгота серьёзное подспорье.
О надбавках
Нина Ляпунова, Кировская обл.: — В прошлом году только вроде бы разобрались, как работает новая система оплаты. При окладе в 4,5 тыс. руб. я получала стимулирующую надбавку — 3 тыс. руб. А в начале этого года нам сократили эти выплаты ровно в 10 раз, и мне выдали только 300 руб.! Почему так?
Т. К.: — Почти 70% территорий, где введена новая система оплаты труда, в середине прошлого года сократили стимулирующие выплаты из-за того, что сократились доходы бюджетов. Кроме этого в некоторых школах из фонда оплаты труда учителей подняли зарплаты техперсоналу — закон потребовал довести заработки всех сотрудников до минимального размера оплаты труда.
Соответственно выплаты педколлективу в лучшем случае не подняли, в худшем — уменьшили (ситуация и сейчас не улучшается, особенно в дотационных регионах). В этом подвох стимулирующих выплат.
Задумывалось, что большая часть таких «плавающих» выплат позволит материально выделить наиболее талантливых учителей (подобные надбавки могут составлять до 30% заработка).
Но на деле именно эту долю зарплаты урезают при уменьшении финансирования, что не редкость в кризисные годы. Поскольку пока наша экономика не может обеспечить стабильное пополнение плавающего фонда оплаты труда, нужно увеличить гарантированную часть дохода учителя.