Мы говорим Исмаилов – подразумеваем «Черкизон». Хотя Тельман Марданович не был единственным владельцев Черкизовского рынка, именно он принимал основные решения по рынку – пока тот существовал. И именно Исмаилов оказался под главным огнём критики: он имел смелость в период кризиса, когда миллиардеры становились миллионерами, а миллионеры – ничем, открыть семизвёздочный отель. Куда, по его же словам, вложил всю душу. Причём вложил, что характерно, не на родине, а в Турции. Это вызвало гнев премьер-министра Путина, заявившего, что деньги, заработанные в России, лучше бы в неё и инвестировать. Тут же была инициирована атака на «Черкизон», а Исмаилова с тех пор в России не видели.
Перспективы его возвращения выглядели тем более туманно, что пока Исмаилов жил в Турции, с неожиданным заявлением выступил Владимир Гусинский: опальный олигарх в буквальном смысле попросился на родину. И российские власти его не приняли. Владелец «Черкизона», правда, в политических интригах вроде бы не замечен, но всё-таки обстоятельства его отъезда не благоприятствовали скорому примирению с властями. Хотя уголовного дела на Исмаилова заведено не было.
Консервный заводик под Гудермесом
И вот – владелец группы АСТ объявился в Грозном. Туда он приехал со своим сыном Сарханом (тем самым автогонщиком) и проявил явный интерес к инвестиционным возможностям Чечни. Человек, чьё состояние журнал «Финанс» оценивает в 860 миллионов долларов, готов вложиться в консервный завод, который планируется построить в Аргуне или Гудермесе, а также в более привычный бизнес – гостиничный комплекс в Грозном. Заплатить придётся несколько десятков миллионов. Отдача, мягко говоря, не гарантирована. Частных инвесторов в республике очень мало – в основном восстановление и развитие Чечни идёт на федеральные деньги, о возврате которых речь, естественно, не идёт.
Параллельно президент ФК «Терек» Рамзан Кадыров принял решение назначить Сархана Исмаилова вице-президентом чеченского футбольного клуба «Терек». «Его концепция развития клуба показалась нам интересной. Я уверен, что Сархану Исмаилову удастся решить многие задачи», – прокомментировал назначение пресс-секретарь чеченского лидера. Можно предположить, что и эта должность окажется «инвестиционной»: содержание футбольного клуба премьер-лиги вообще стоит недёшево, а «Терека» – особенно, поскольку жить и работать в Грозном сильные игроки соглашаются только за очень большие деньги.
Инвестиции в обмен на безопасность
Можно сделать вывод, что Исмаилов не мог быть уверен в своём комфортном существовании в Турции и зачем-то ему очень нужна была свобода действий в России. А таковую свободу (то есть отказ от возможного уголовного преследования) власти соглашались ему предоставить лишь при условии участия в возрождении Чечни. Примерно на тех же условиях, по слухам, будет построено сотрудничество экс-владельца «Русснефти» Михаила Гуцериева с Ингушетией: уголовное дело против бизнесмена уже приостановлено.
Россия по-прежнему остаётся страной неограниченных возможностей для предприимчивых людей. Состояние того же Березовского за рубежом тает на глазах, но он зашёл слишком далеко в своём противостоянии с Кремлём. А вот более лояльные бизнесмены, виновные (или подозреваемые) всего лишь в экономических вольностях, вполне могут договориться с российскими властями.
Ведь эти власти в период кризиса национализировали добрую половину экономики страны – и обнаружили, что не умеют с ней обращаться. Талантливые управленцы, организаторы, торговцы сейчас даже не на вес золота. В самом деле, центнер презренного металла стоит сейчас порядка ста миллионов рублей, а центнер бизнесмена уровня Исмаилова – намного дороже.