История доказала, что в кризисные периоды люди начинают экономить на дорогих удовольствиях, зато «нажимают» на дешёвые — сладости, алкоголь и сигареты. На продуктах питания тоже особо не экономят — вот продавцы и производители и пользуются этой ситуацией. Прибыли компаний, работающих в той сфере, традиционно держатся на верхних уровнях во время рецессии. Цены, соответственно, тоже.
Нынешний год не стал исключением. Официальная статистика подтверждает, что основные продукты питания в России медленно, но верно дорожают, прибавляя в цене по одной десятой процента в неделю. Однако десятая к десятой — и в наших кошельках образуются ощутимые пустоты. Например, рыбные продукты равномерно дорожали на 0,1-0,2% еженедельно, и в результате с начала года их средняя цена поднялась на 18,5%, рапортует Росстат. Так же дело обстоит со сладостями: сахарный песок одно время даже дешевел, но за последние семь дней снова прибавил в цене 0,4%. С декабря 2008-го его стоимость выросла на 28,8%.
Заметнее всего за прошедшую неделю подорожали куриные яйца — на 1,6%. Однако благодаря плавному падению цен в предыдущие месяцы, цена этого продукта до сих пор меньше на 20% по сравнению с прошлогодней. Также дешевле, чем в прошлом году, россиянам сейчас обходится подсолнечное масло — на 16,1%. Да и за неделю оно упало в цене на 0,5%, продолжая тенденцию прошлого месяца.
Ещё одно приятное удешевление — на овощных прилавках рынков и магазинов. Средняя цена на плодоовощную продукцию упала на 0,8%, хотя это, скорее, сезонное, а не кризисное явление и продлится оно недолго. Обычно овощи-фрукты начинают дорожать осенью, и судя по тому, как активно они прибавляли в цене в начале года, нынешний холодный сезон сюрпризов не принесёт.
Зато принесёт неприятные новости любителям сигарет и горячительных напитков. По сообщению РИА «Новости», в 2010-м ставки акцизов на алкоголь планируется увеличить на 30%, на табачные изделия — до 44% к уровню 2009-го. Более того, акцизы на пиво увеличатся аж в 3 раза!
— Сейчас в среднем цена бутылки пива в среднем, если взять все сегменты рынка — от дешевого и до премиум — 24 рубля. С таким увеличением мы полагаем, что бутылка будет стоить рублей 30-35, а может и больше, — заявил в эфире РСН председатель исполнительного совета Союза Пивоваров России Вячеслав Мамонтов.
И всё ради увеличения доходов в бюджет, который, по многочисленным прогнозам, будет дефицитным. Впрочем, увеличение акцизов, по мнению Мамонтова, делу не поможет. Мол, налогов с одной бутылки соберут больше, но покупать-то бутылок станут меньше. Так что, выиграет ли хоть кто-то от этой меры, ещё вопрос. Надежда только на то, что высокие цены на алкоголь хоть как-то поумерят интерес россиян к горячительным напиткам.