Страхование на транспорте в России развито слабо, и совсем не соответствует европейскому уровню. У нас существуют лишь обязательные выплаты в размере 2 миллионов рублей родственникам жертв авиакатастроф. Так, за погибших в авиакатастрофе Boeing 737 компании «Аэрофлот-Норд», произошедшей 14 сентября 2008 года в Перми, страховщики выплатили уже более 100 млн руб. Если, не приведи Господь, ЧП случается в поезде или на воде, пострадавшим и их родственникам не положено вовсе ничего. Если они, конечно, не позаботились об этом сами, купив себе страховой полис. Такое положение дел может в скором времени измениться.
На минувшей неделе замглавы Минтранса Сергей Аристов заявил, что в конце года министерство представит единый для всех видов транспорта закон о страховании. Как разъяснили «АиФ» в Минтрансе, проект закона, носящий рабочее название «О страховании пассажиров всех видов транспорта», пока существует лишь на уровне идеи. В виде законопроекта он появится лишь к концу года, да и это не факт. Пока рано говорить и о его основных положениях — все предложения Минтранса будут согласованы с экономическими министерствами и претерпят серьезные изменения.
А вот представление о том, как обстоит дело с обязательным страхованием пассажиров сегодня, составить можно.
— Страховая защита пассажиров может обеспечиваться двумя способами, — рассказали «АиФ» в компании «Росгосстрах». — Во-первых, за счет страхования ответственности перевозчика. Именно это происходит сейчас в сфере авиаперевозок, согласно вступившему недавно в силу Воздушному Кодексу РФ. Такой подход распространен и за рубежом. Выплаты в случае наступления страхового случая там довольно существенны. Недостаток в том, что вину перевозчика приходится доказывать в судебном порядке, да и не во всех ЧП эта вина присутствует. Существует второй метод — страхование пассажира от несчастного случая. Тогда страховщик платит пострадавшему безо всяких судов, сразу после предоставления необходимых документов. Однако цена страховки в этом случае обычно входит в стоимость проездного билета.
— В законах, регулирующих дальние железнодорожные и внутренние водные перевозки, соответствующая норма предусмотрена, но никаких специальных требований к перевозчику не выдвигается, — рассказал «АиФ» заместитель генерального директора РЕСО-Гарантия Игорь Иванов. — Получается, что про нее фактически забыли. Морские перевозки на этот счет вовсе не регламентируются, то же касается автомобильных перевозок (кроме ОСАГО). Можно сказать, что россияне путешествуют незастрахованными. Если, конечно, не позаботятся об этом сами. Но закон, о котором говорят в Минтрансе, может стать страховкой в полном смысле этого слова, лишь если сумма страховой выплаты составит несколько миллионов рублей. Ведь ее смысл, как и любого страхования от несчастного случая, — обеспечить уровень жизни пострадавшего, если тот остался инвалидом, или его родственников, если несчастный погиб.
Но и при таких огромных по нашим мерках выплатах опасаться, что билеты сильно подорожают, не следует. Дороги те виды страхования, где выплаты производятся часто. Например, автокаско: в течение года каждый застрахованный хоть по мелочи, да обращается к страховщику, а некоторые и не единожды. Да и тут страховая компания разоряется не из-за того, что машины угоняют (это происходит редко), а из-за мелких царапин, которые случаются гораздо чаще. К счастью, на пассажирском транспорте страховые случаи единичны. Размер страховой премии для обязательных видов страхования вообще невелик — именно за счет массовости. Обычно «цена вопроса» зависит от суммы страховой ответственности и срока страхования. На пассажирском транспорте он короткий — самолет летит несколько часов, а поезд едет максимум несколько суток. Поэтому в случае вступления данного закона в силу, страховая составляющая сделает билеты дороже всего на несколько десятков рублей.