Георгий Бовт, политолог:
Минтранс и страховщики лоббируют законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам». Он вводит единые нормы страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами на всех видах транспорта - воздушном, железнодорожном, автомобильном, морском и других. Минимальные выплаты за гибель пассажира должны составлять 2 млн 25 тыс. руб., а за причинение вреда здоровью - 2 млн руб. Звучит хорошо, но мы же понимаем, что в конечном итоге деньги эти возьмут из пассажирского кармана.
Прейскурант
Опыт авиаторов успокаивает. Доля страховки в авиабилете составляет до 100 руб. Но как скажется новый закон на ценах других транспортников?
Минтранс сообщает: обязательное страхование повлечёт за собой удорожание, но эти затраты по социально значимым видам транспорта не превысят 5,5% от стоимости проезда. На железной дороге цена увеличится менее чем на 0,2%. На междугородном автобусе она может вырасти максимум на 11%. Надо учесть и то, что даже небольших страховых выплат вполне хватает для формирования немалых капиталов. Известны размеры доходов той же страховой компании «ЖАСО», которая нынче выплачивает семьям погибших по 12 тысяч. За 9 месяцев этого года компания по обязательному железнодорожному страхованию собрала 179,4 млн руб. На страховые выплаты направила 281 тыс. руб. Страховщики оправдывают мизерные выплаты тем, что обязаны работать по президентскому указу от 1992 г., который устанавливает размер компенсации на уровне 120 штрафных МРОТ. В таком случае законодательство действительно пора обновить. Но страховая составляющая в цене не главное. Главное - монополизм, фактическое отсутствие конкуренции и попытка подмены её госуправлением. До 50% в расходах авиакомпаний занимают затраты на керосин. Прошлым летом правительство озаботилось ростом цен на авиабилеты. Стало следить, чтобы цены на топливо не повышались. По данным «Верген Групп», с начала года по конец ноября средние оптовые цены на бензин Аи-92 возросли на 116,6%, на топочный мазут - на 277,3%, а на авиакеросин - всего на 0,1%. Поэтому Московский нефтеперерабатывающий завод и другие производители в конце осени переориентировались на выпуск более выгодных видов топлива, в том числе зимнего дизеля, снизив производство авиационного керосина.
При этом компании-перевозчики не имеют возможности закупать топливо на рынке по приемлемым ценам, так как в этом секторе нет конкуренции. Топливный рынок в аэропортах обычно привязан к одной, редко - к двум компаниям-заправщикам, которые связаны с НПЗ долговременными контрактами…
Результат госрегулирования при сохранении политики долгосрочных контрактов и монополии такой: рост отпускных цен на керосин для авиакомпаний в ноябре сразу на 700-1000 руб. за тонну. Рост цен на авиабилеты стартует с 15 декабря (на 10%) и примет массовый характер в начале 2010 г. Попытки же усилить госрегулирование могут привести только к дефициту. Это мы уже проходили в СССР - билеты были дёшевы, только надо было переплачивать, чтобы их достать…
Что в итоге?
В стране не хватает аэропортов, мало авиакомпаний, у них недостаточно средств на закупку новых самолётов. Никаких бюджетных денег не хватит, чтобы всё это наладить хотя бы лет за 50. А вот конкуренцию обеспечить можно. Скажем, отменив запрет на полёты зарубежных компаний внутри России. Планирует же Минтранс разрешить иностранным судам ходить в наших водах, отчего бы и небо не приоткрыть.
Надо учесть и то, что в тех же США авиабилеты на внутренних линиях совсем недёшевы. Простых американцев спасают авиакомпании-дискаунтеры. Такую недавно и на наш рынок вывели инвестиционное подразделение «Альфа-групп» - инвесткомпания А1 и американский фонд «Индиго партнерс». В конце лета представитель акционеров «Авиановы» уверял, что заставит летать «тех россиян, которые уже 20 лет самолёт в глаза не видели», что будет возить их за 250 руб. В конце осени он замолчал, а «Авианова» отменила рейсы зимнего расписания. В наших условиях опыт низкобюджетных перевозок не прижился (а в некоторых азиатских странах удалось сбить цены до 250 руб.). Почему в Штатах, в Европе и Азии это сделать можно, а у нас - нет? Похоже, этот вопрос не волнует ни Минтранс, ни какие-либо другие ведомства, а потому и не изучается.