Специалисты агентства опросили отдельно пользователей Интернета и тех, кто в Сеть не выходит. Среди опрошенных по Интернету — в основном молодые люди (78% опрошенных от 16 до 34 лет) с высоким уровнем образования и доходом выше среднего (более 10 тыс. руб. в месяц на члена семьи). В группе респондентов, отвечавших на вопросы на улице или по телефону, более возрастные граждане (34% до 33 лет) и с более низкими доходами (10 тысяч на человека в месяц имеют только 23%).
В вопросах финансовой грамотности «граждане Сети» явно опережают тех, кто находится в оффлайне. Так, 48% отвечавших в ходе личных интервью вообще не пользуются финансовыми услугами. Среди представителей онлайна таковых только 8%.
Наиболее знакомое банковское предложение и для тех и для других — зарплатная карта. Ею пользуется четверть опрошенных вне Интернета россиян. В онлайновом опросе о пользовании картой заявили 60% респондентов. Чуть меньшее количество и тех и других берут потребительские кредиты (19 и 38% соответственно). Текущий счет или вклад до востребования есть у 10 процентов россиян из оффлайна, и у четверти «сетевиков».
Инвестиционные услуги и услуги негосударственных пенсионных фондов практически не знакомы тем, кто не пользуется Интернетом.
Выяснилось также, что участвующие в онлайн опросе более уверены в уровне своего дохода в будущем, чем те, кого спрашивали вне Сети. 86% твердо знают, сколько будут зарабатывать через месяц, 46% — через полгода. В оффлайн опросе эти цифры — 67 и 31%.
Правда и те и другие с опаской смотрят в далекое будущее. Об уровне своего дохода через год с уверенностью могут говорить только 19% опрошенных в Интернете и 12% вне его. Свое финансовое состояние через десять лет вообще готовы оценить единицы.
Принцип планирования своих расходов у участников онлайн и оффлайн опроса совпал. Более 60% опрошенных планируют расходы только на ближайший месяц, около четверти на полгода вперед. Долгосрочные финансовые планы на 10 лет вперед никто не строит.