Снесены флигель усадьбы Шаховских на Б. Никитской и дом купца Феоктистова на Б. Ордынке. В среднем же каждый месяц в Москве как минимум по одному старинному дому превращается в пыль.
Кнут Гамсун, посетив в 1899 году Москву, писал, что не встречал на четырёх континентах, где он побывал, города красивей. Посети норвежец нас лет на сто позже, сказал бы он о российской столице так?
Утрата в месяц
На историческом пути деградации столица пережила три катастрофы: пожар 1812 года, тотальный снос в центре при пробивке новых магистралей в 1935 году и последние два десятилетия. В перечне из более чем 40 исторических городов нашей страны, утверждённом в прошлом году, Москвы нет!
Итог совместных усилий Наполеона, Кагановича и Лужкова таков: в рейтинге туристической привлекательности мировых столиц наша занимает скромное
— Новое правительство Москвы успело сделать немало хорошего в деле сохранения наследия, — считает Наталья Самовер, историк, координатор общественного движения «Архнадзор». — Спасло Хитровку, «разрулив» отношения с застройщиком, уже успевшим снести здание техникума на месте бывшего рынка, воспетого Гиляровским. Повысило статус Москомнаследия и отменило все ранее выданные правительством Ю. Лужкова согласования на разборки в историческом центре. Последние сносы «подставили» новое руководство города: пока чиновники во главе с мэром были на экономическом форуме в Питере, в столице быстро «смахнули» два дома.
На страже наследия, по идее, стоит закон, оберегающий не только памятники культуры, но и старинные постройки в охранных зонах.
— Но сейчас Госдума рассматривает кардинальные поправки к этому закону, — сообщил «АиФ» Алексей Клименко, член бюро президиума экспертного совета при главном архитекторе. — Предлагается возложить заботу о содержании жилых домов, признанных памятниками культуры, на жителей этих домов. Однако большинство горожан просто не сможет нести материальную ответственность за памятники и будет вынуждено переселяться, освобождая исторические постройки для более состоятельных жильцов.
Нужна культурная полиция
Недавно Департамент культурного наследия открыл «горячую линию» по проблемам повреждения памятников культуры. Набрав номер
Интернет-опрос «AиФ» | |
---|---|
Что необходимо сделать для сохранения исторической застройки Москвы? ■ Запретить любые изменения в её облике — 40% (924 голоса) ■ Сделать центр туристическим и пешеходным — 38% (861 голос) ■ Судьбу зданий должны решать коренные москвичи — 10% (237 голосов) ■ Ничего не надо делать, городу нужны обновления — 12% (261 голос) Всего голосов: 2283. |
Пока же, чтобы помешать сносу, исторические здания закрывают своими телами неравнодушные москвичи из
«Архнадзора». Год назад они добились победы, приостановив с помощью прокуратуры снос зданий в охранной зоне храма Воскресения в Кадашах. А в мае при разборе доходного дома архитектора Кольбе на Якиманке четыре общественника встали под уличным фасадом: не остановись вовремя экскаваторщик, крушивший задний фасад дома, многоэтажная стена задавила бы молодых людей.
— Когда был принят проект центра Москва-Сити, уродующего панораму Кремля, — вспоминает Наталья Самовер, — директор Института искусствознания Алексей Комеч примчался в кабинет Ю. Лужкова объяснить мэру, что панорамы тоже охраняются законом. Градоначальник выслушал знатока и, добродушно улыбаясь, возразил: а мне нравится Кремль на фоне небоскрёбов!
Сейчас на государственную охрану поставлены 1628 памятников, 1164 ансамбля и 25 достопримечательных мест столицы. Чтобы судьба любого из них не пресеклась очередной «ночью длинных ковшей», мэрии предстоит ликвидировать разрыв между культурной риторикой чиновников и порочной практикой застройщиков.
Историческим памятникам продлевают жизнь реставрация и толковое приспособление к сегодняшней жизни. Как справляется Москва с этими проблемами, читайте в следующем номере «АиФ».