Единственное условие — зарегистрироваться в его новом финансовом проекте. Господин Мавроди не уточняет, с какого числа и где начнется выдача денег и сколько дней это счастье продлится. Как-то туманно говорит о плане некой МММ-2011. То есть, сначала ему понадобится собрать денег... что мы уже проходили.
В этом знаменитого строителя пирамид нашего времени легко можно понять: за спиной у него годы лишений и преследований — поиздержался, вот и нет у него, конечно, свободных средств. Зато есть убежденность в том, что на просторах СНГ найдется несколько миллионов человек, которые откликнуться на его призыв, зарегистрируются на указанном сайте, и из которых потом можно будет попытаться опять начать вытягивать деньги.
Анализ мотивов творчества Сергея Мавроди не интересен. Любопытнее наше поведение: полетят ли опять, как бабочки на огонь, старики и дети на светящуюся пирамиду?
Бесспорно, найдется какое-то число таких, скажем мягко, романтиков. Сколько будет? Если С. Мавроди удастся провести их перепись по СНГ, то скоро мы узнаем и точную цифру. Пока же можно попытаться предугадать ее по косвенным признакам. Печально, но такая попытка приводит к неутешительному выводу: потенциально за Мавроди может двинуть большинство сограждан.
Такой вывод напрашивается, если трезво подумать о том, как мы себя ведем и без С. Мавроди.
К примеру, мало кто не посетует, что черт знает за что платит коммунальщикам. Редко, кто не согласится, что ежемесячно переплачивает каким-то неведомым управляющим компаниям от тысячи до трех тысяч рублей. Говорят об этом год, говорят два, проходит пятилетка — и что? Опять подписываются договора нечитанными, платятся деньги по непроверенным счетам. При том что есть другой выход, который, кстати, та же ругаемая нами власть уже не первый год пытается пропагандировать. Выход в том, чтобы взять расчеты с поставщиками тепла и воды в свои руки, организовав товарищество собственников жилья. Реально организовать. Самим. И сами следить, чтобы никто не воровал ваши деньги, отказываться от одних обнаглевших поставщиков в пользу других, которые еще не объелись... Но для этого надо согласиться на две непривычные жертвы. Во-первых, начать тратить на защиту собственных денег свое свободное время, которого и так на пиво с футболом не хватает. А еще противнее, что придется договариваться со всеми соседями, и даже хочешь-не хочешь, а принимать согласованные решения с теми, кого ты вообще не перевариваешь...
Словом, издержек много. Судя по общероссийской практике, народ предпочитает платить тысячу-три рублей в месяц за право не садиться рядом на одном заседании с теми, с кем не хочется...
Кстати, это вовсе не наша национальная особенность. Вот на Сицилии, когда начинали борьбу с мафией, одной из первых мер было научить людей собираться по воскресеньям в церкви и петь вместе, не затыкая рот соседу. И ведь многому научились...
Но у нас еще жива бацилла крепостничества, которая ласково нашептывает: не уродуйся, надо просто, чтобы появился хороший начальник и все для тебя и за тебя сделал. Отсюда, кстати, произрастает и эдакий псевдокритический пафос, с которым власть любят ругать на лавочках и в газетах, потому что она вот и мусоропровод не чистит, и ребенка никак не научит убирать за собой плевки и сопли.
Полно и других примеров. Скажем, многие ли знают в лицо и судят по делам своего депутата, за которого автоматически голосуют, если вообще ходят на выборы. А если не ходят — чего же потом сокрушаться, что не те в руководстве?
Громадная часть нашего народа замерла в ожидании явления мудрого, строгого, но справедливого начальника, который вот-вот придет и все наладит. Главное — чтобы самим ничего не делать, успокаивая себя лукавыми причитаниями: мол, мы такие, без кучера никак не можем...
Вот это-то ожидание, похоже, четко вычислил талантливый математик С. Мавроди. «Вас Сбербанк двадцать лет дурит? Так я верну и его долги, и разных „властелин“ всяких — приумножу ваши деньги. Причем вам ровно ничего делать не надо, ни на какие выборы или собрания мотаться не придется, никакие нудные бухгалтерские каракули читать никто не вынудит. А нужно одно — верить в меня».
Это мы умеем. Потом, правда, всхлипываем и уходим в запои от горя, но ведь честно, свято и беспримерно преданно можем верить так искренне, как не может никакой там немец или шотландец бездуховный.
И точно бы выиграл С. Мавроди наши деньги и на этот раз, но против веры в него работает нынче другая и мощная вера — в прокуратуру, в здоровую часть правительства. Можно делать ставки — в кого больше поверят? Я бы на Мавроди все-таки не ставил, хотя на хлеб с маслом он себе наковыряет.
Все-таки кое в чем за последние двадцать лет мы тоже поднаторели. Правда, одному за всю тысячелетнюю историю никак не научимся — верить в себя.