Это уже второе обращение руководства компании «Виком», производящей литые диски, в Федеральную антимонопольную службу. Как сказано в обращении, компания закупает алюминий у «Русала» на условиях EXW (Ex Works — за воротами фабрики) по ценам Лондонской биржи металлов, что почти на 30% дороже себестоимости. В компании считают, что было бы намного справедливее на внутреннем рынке продавать алюминий с вычетом расходов на транспортировку до порта Роттердам.
«Стоимость транспортировки алюминия до Роттердама зависит от направления и от точки, откуда это экспортируется. Если это сибирские заводы, то стоимость транспортировки может быть от 80 до 100 долларов за тонну. Если это уральские заводы, то там, безусловно, она гораздо ниже. На внутреннем рынке, соответственно, вам не нужно транспортировать на большие расстояния, и сам потребитель может сам приехать и забрать этот металл со склада», - говорит старший аналитик ИФК «Метрополь» Денис Нуштаев. Его слова цитирует радиостанция Business FM.
«Русал» занимает доминирующее положение на российском рынке, и у потребителей алюминия просто нет возможности торговаться с поставщиком, отмечает управляющий партнер НКГ «2К Аудит - Деловые консультации», профессор Иван Андриевский. По его мнению, главная проблема, которую стоит решать в этой ситуации - прозрачность ценообразования на внутреннем рынке.
Помимо включения в отпускную цену на металл расходов на логистику, потребители отмечают также несправедливость привязки внутри российской цены к курсу американской валюты. Сейчас алюминий на Лондонской бирже цветных металлов стоит чуть больше 2 тысяч долларов за тонну.
Как напоминает «Коммерсант», в первый раз «Виком» обратился в ФАС в конце марта 2010 года. Тогда компания просила проверить обоснованность механизма формирования цен алюминиевым монополистом. ФАС отреагировала на обращение, начав проверку ценообразования на предприятиях «Русала».