Примерное время чтения: 4 минуты
309

Техно-старость. Как в Японии о стариках заботятся роботы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. Почему отказываться от отпуска опасно для жизни? 09/06/2010

От кресла же с навигатором и бортовым компьютером, увиденным мною в одном из японских городов, было невозможно оторвать взгляд. Надо ли уточнять, что человеку в таком транспортном средстве не требуется посторонняя помощь...

«Рука» за 260 тыс. руб.

Как же пожилому человеку пользоваться таким «навороченным» гаджетом (модным нестандартным техническим приспособлением. - Ред.) как компьютеризированное кресло? «А оно очень простое в управлении, - объяснила госпожа Иваки Судзуки и поудобнее в нём устроилась. - С помощью клавиатуры задаёшь маршрут, навигатор его сразу же «видит». И едешь себе, куда захотел». Действительно, что может быть проще? Для тех же, кому возраст и здоровье позволяют большей частью передвигаться на своих двоих, учёные придумали устройство для прогулок. Оно похоже на самокат, только имеет два колеса и два поручня, чтобы удобнее держаться. Встаёшь на ступеньку, наклоняешься вперёд, и оно само едет: чем больше наклон, тем выше скорость. Чтобы остановиться, достаточно отклониться назад.

Для совсем беспомощных, прикованных к кровати, в НИИ промышленной науки и технологии, который считается «научным центром» Японии, сделали руку - протез. Это устройство крепится к инвалидному креслу. Чтобы привести его в движение, достаточно дыхнуть на сенсорную панель. Ведь даже парализованному человеку нужно оставаться хоть ненадолго одному, считают в Японии. А вдруг он захочет пить именно в то время, на которое отпустил своего помощника?

В отличие от других разработок «рука» полностью японская. Через два года её планируют запустить в производство. Ориентировочная стоимость - 800 тыс. иен (больше 260 тыс. руб.). Но тем, кому протез будет необходим, он достанется с большой скидкой. Иначе зачем запускать в производство то, что будет людям не по карману, рассуждают разработчики.

Помощник будущего

Нам на зависть пожилые японцы не чувствуют себя выброшенными из жизни, когда перестают работать. Возможно, причина в том, что пенсионеров - 25% населения. А может, потому, что трудиться они заканчивают, как правило, в возрасте старше 70 лет. И вздыхают с большим облегчением, что делать этого больше не надо.

Кроме того, в Японии появился новый вид разводов - после выхода на пенсию. (О других изживших себя традициях читайте в № 19 в статье «Золушки по-японски».) И если недвижимость по каким-то причинам досталась одному из супругов, другой переедет в социальное жильё.

На пенсию, которая считается у них минимальной, - 28 тыс. иен (9,2 тыс. руб.), другого не снять. Кстати, например, в Токио, социального жилья слишком… много, и оно по большей части пустует. Поэтому пенсионеров селят туда после первого обращения в муниципалитет. Брать домашних животных с собой не разрешается. Но в Японии решили и эту проблему, придумав специального робота - тюленя с антиаллергенной шерстью, реагирующего на поглаживания, на изменение освещения в помещении и издающего милые звуки.

В Национальном музее будущей науки и инноваций в Токио потискать тюленя могут все желающие. Кроме него там за 600 иен (200 руб.) взрослых и за 200 иен (65 руб.) детей до 18 лет развлекает знаменитый на весь мир робот Асимо.

В первой половине дня он даёт представления - танцует, играет в футбол и даже разговаривает. Его разработчики (знаменитый японский автомобильный концерн) намерены продвинуться ещё дальше и создать помощника по хозяйству, но для этого нужно научить робота чувствовать.

Отсутствие бездорожья - тоже проблема?

А самый экстравагантный экспонат музея - похожая на сороконожку маленькая модель большого вездехода, мечта любого автолюбителя. Для такого авто не нужны дороги, колёса (их, правда, не сорок, а всего восемь) распознают препятствия и сами поднимаются на нужную высоту. Проблема лишь в том, что бездорожье в Японии отсутствует, а потому надеяться, что из музейного экспоната когда-нибудь сделают опытный образец в натуральную величину, увы, не приходится. Ведь японцы ориентированы на разработки в первую очередь того, что будет непременно использоваться.

Почему в Токио все дороги платные? И почему на экологичных авто не ездят сами японцы? Читайте в следующих номерах «АиФ».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах