О результатах прошедшего в Вашингтоне саммита «финансовой G-20» журналистам поведал российский министр Алексей Кудрин. Как выяснилось, финансовые руководители крупнейших экономических игроков мира довольно оптимистично смотрят на глобальную ситуацию. Экономика, мол, выходит из кризиса намного быстрее и мягче, чем ожидалось, а связана такая неожиданная рецессия с мощными государственными вливаниями и активному сотрудничеству разных стран.
— Восстановление глобальной экономики идет быстрее, чем предполагалось ранее, в значительной степени благодаря беспрецедентным и согласованным политическим усилиям «большой двадцатки», — сказано в коммюнике саммита, которые цитирует Би-Би-Си.
Согласен с этим положением и Алексей Кудрин; однако, по его словам, даже в условиях восстановления экономике всё ещё требуется строгий контроль и определённые ограничения, «параметры».
— Из инструментов, которые должны способствовать этому, разработана программа обзоров, которая позволит выявлять проблему каждой страны и давать рекомендации по их преодолению. Мы обсуждали приложения к сегодняшнему решению двадцатки, и в них содержатся принципы такого обзора, — приводит слова Кудрина РИА «Новости».
Кудрин также рассказал, что финансисты «двадцатки» обсуждали возможный защитный механизм на случай повторения экономического коллапса. Однако к единому мнению не пришли: вопрос остался открытым до следующей встречи G-20 летом.
— К ключевым мерам (по противодействию кризисам) относится финансовое регулирование, проект которого готовит Совет по финансовой стабильности. Мы обсудили эти принципы: часть стран поддержала идею налога на финансовые операции... У нас нет общей позиции. Страны БРИК больше сомневаются в необходимости такого регулирования, и мы решили провести дополнительный анализ этих предложений, — сказал Кудрин.
Налог на финансовые операции, о котором обмолвился министр, должен, в теории, стать некой подушкой безопасности или страховкой от кризиса. Он должен обеспечить в казну определённый приток резервных средств, которые — в случае финансовых потрясений -будет истрачен на помощь банковскому и другим пострадавшим секторам. К тому же, он поможет снизить зависимость национальной экономики от мелких спекулятивных и краткосрочных операций, которые способны привести к накапливанию рисков и вызвать кризис.
— Все согласились с тем, что те страны, которым это надо, могут такие решения принимать — это США, Великобритания, Франция, — добавил Кудрин. — Но в других странах ситуация иная, и регулируется она иначе.
А вот другое противокризисное предложение, похоже, понравилось всем участникам встречи. По результатам саммита, министры выступили с идеей обложить налогом крупные банки, чтобы те несли бОльшую ответственность за собственные неудачи. Поскольку от успешного (или неуспешного) банковского менеджмента зачастую зависит положение дел в целой отрасли, наиболее влиятельные игроки должны быть подвержены и наибольшему контролю. Пока эта инициатива имеет только статус предложения, но министры уже направили его в Международный валютный фонд для детального анализа.
Говоря же о ситуации в России, Кудрин заявил, что и у нас нянчиться с банками больше не будут. По крайней мере, дальнейших вливаниях в этот сектор государство не планирует и, по выражению министра, «не возражает против досрочного погашения банками выданных им ранее субординированных кредитов». Напомним, эти кредиты раздавались из Фонда национального благосостояния в 2008-2009-м гг. на 10 лет, а сумма розданного достигла 408 миллиардов рублей. Видимо, такой помощи было вполне достаточно, и теперь банки должны сами выкарабкиваться из своих проблем.
— В России необходимость в дополнительной капитализации банков уже отпала, и такой проблемы нет. Но у некоторых отдельных банков она может быть. Это зависит от рынка и от каждого отдельного банка, — заметил Кудрин. — Поэтому мы уже для себя принципиальное решение приняли — мы не будем использовать 100 миллиардов рублей на капитализацию банков (которые правительство ранее планировало выделить через систему ОФЗ). А если банки начнут возвращать досрочно субординированные кредиты, то, собственно, это есть главный показатель того, что они начинают уменьшать капитал, ранее увеличенный в целях компенсации «плохих» кредитов«.
Судя по коммюнике, принятому по результатам саммита, ещё одной из главных тем обсуждения стал некий единый для всего мира стандарт качественной работы финансовых институтов. О таком стандарте эксперты и представители государств говорят уже далеко не на первой встрече и не первый год, однако дальше признания его «необходимости» дело пока не дошло. В этот раз представители стран «двадцатки» ограничились тем, что миру нужна единообразная финансовая отчётность, международные стандарты компенсации и торговли на бирже и «постоянный и скоординированный надзор за хеджфондами и рейтинговыми агентствами». Однако кто и как будет этот надзор осуществлять, осталось неясным.