Между тем в «Мослифте» (на балансе которого находится около половины столичных подъёмников) заявили «АиФ», что вся техника в жилых домах исправна, регулярно проверяется, потому что деньги из городского бюджета на ремонт выделяются без перебоев. Но… всё-таки признали, что в каждом третьем обращении людей на «горячую линию» по тел. 613-33-08 содержится просьба заменить устаревший лифт.
Упадёт или сломается?
Нормативный срок службы, по данным Ростехнадзора, выработали 15 344 кабины, что составляет 15,7% от всего лифтового парка города. И из них 9396 штук вообще работают без обследования. Эти цифры знают и в мэрии, и в столичном департаменте ЖКХ и благоустройства, но почему-то никто не кричит караул. Может, потому что замена каждого подъёмника тянет на 1-1,5 млн руб.? Конечно, если дому повезёт с капремонтом, то лифт заменят бесплатно. В любом другом случае непонятно, из чьего кошелька эту сумму взять.
Как объяснили в Союзе жилищных организаций Москвы, любой ремонт, модернизация или полная замена лифтов должны осуществляться за счёт собственников жилья (это прописано в Жилищном кодексе РФ). За обитателей муниципальных квартир должен заплатить город, а вот владельцы приватизированной жилплощади могут рассчитывать только на себя. И никого не волнует, что свою общую долевую собственность москвичи получили уже в плачевном состоянии. Хуже всего придётся жильцам одноподъездных девятиэтажек: ведь чем меньше квартир, тем большая сумма удержится с каждого владельца. Эксперты прогнозируют, что начиная буквально с текущего года один за другим начнут выходить из строя лифты в домах, построенных в ударные 1970-1980-е гг. Подъёмники в них и так уже работают, как говорится, на бис.
Кстати, кабины выходят из строя не только по причине стажа в 25 и более лет. Распространённое наплевательское отношение коммунальщиков к техобслуживанию (за которое мы, между прочим, ежемесячно платим) - ещё одна из причин их серьёзных поломок. «Управляющие компании (УК), как сегодня модно называть в том числе и бывшие ДЕЗы, взяли на себя ответственность за обслуживание жилых домов, но постоянно ищут способ сэкономить, - рассказал «АиФ» Константин Ширшов, депутат Госдумы. - Вместо того чтобы заключить договор с профессионалами, УК часто проводят текущий ремонт подъёмников собственными силами. Конечно, зачем звать специалистов, когда лифт можно и топором починить на скорую руку! В результате таких работ уже около 2 тыс. кабин в московских домах превратились в груду металлолома. И объём сломанного оборудования будет только нарастать как снежный ком».
Чтобы не застрять, ходите пешком
Некоторые управляющие компании, ДЕЗы и ТСЖ решают вопрос изношенности лифта весьма оригинальным способом: например, отключением одного из подъёмников на ночь или запретом пользоваться грузовым лифтом, кроме как для перевозки габаритных предметов. Кстати, если вы собираетесь приобретать в ближайшее время квартиру, уделите внимание осмотру дома. Иной раз риелторы или продавцы жилья уверяют, что подъёмник новенький, хотя на самом деле незадолго до этого была заменена лишь часть механизмов, а остальные составляющие так и остались рухлядью. А сколько народу живёт в домах с лифтом, который официально числится нормально работающим, а на деле постоянно ломается и застревает между этажами с пассажирами! Ремонтная бригада реанимирует на месяц-другой изношенную технику и рапортует начальству: мол, по данному адресу никаких проблем с лифтом нет.
Уже многие годы чиновники понукают москвичей заранее стелить соломку, а именно: ежемесячно откладывать денежку на грядущий ремонт в общий кошелёк. Например, договориться на собрании жителей, что с текущего месяца и в течение ближайших 10 лет все будут честно перечислять на счёт ТСЖ, допустим, по 1 рублю с квадратного метра площади. Но как копить деньги, если большинство объединений жильцов - липовые? Может, для того их и создают массово, спешно и с серьёзными нарушениями, чтобы навесить на наши шеи ещё и лифты?