Ни для кого не секрет, что большинство из 92 тыс. столичных лифтов - «пенсионеры», которые ремонтировать непросто, а заменить дорого. Самый популярный вопрос на сайте столичного Департамента капремонта: «Когда поменяют подъёмник в нашем подъезде?» Там же вывешен список счастливчиков на текущий год (4 тыс. адресов). Такое обновление обходится городу в 6 млрд руб. ежегодно! И к 2016 году москвичам обещают замену всех лифтов, отслуживших 25 и более лет.
А в ответ - тишина
Но подъёмник (неважно, новый или старый) надо обслуживать. И за это сегодня готово взяться несколько сот коммерческих компаний. «Конечно, конкуренция - это хорошо, как и возможность для собственников жилья самостоятельно выбрать подрядчика. Но делать это по принципу «кто дешевле» очень опасно, - считает Валентин Григорьев, председатель Московского союза ЖСК и ТСЖ. - Мы это уже проходили в 1990-е, когда одномоментно открылось множество фирмочек, которые сбивали друг у друга цены и брались за обслуживание лифтов в любом состоянии. Через пару лет они так же массово обанкротились или просто исчезли, и звонить по поводу неработающей кабины стало некому. Так что прежде чем заключать договор с коммерсантом, обещающим сказочные условия по обслуживанию подъёмников, узнайте, сколько у него электромехаников в аварийной бригаде и где она базируется. Иначе пассажиры будут часами ждать вызволения из остановившейся кабины. Конечно, всегда можно подать в суд на нерадивых «эксплуататоров», но это дело долгое. А даже один день без лифтов для жителей многоэтажных домов - настоящая катастрофа».
«Стоимость работ по техобслуживанию лифтов устанавливается городом, - говорит Евгений Титаренко, гендиректор МГУП «Мослифт». - Если стоимость предлагаемых вам услуг значительно ниже утверждённых расценок, то, скорее всего, такая организация не намерена выполнять все виды работ в полном объёме. А это приведёт к преждевременному износу и выходу из строя оборудования». Например, по нормативам положено ежемесячно проверять состояние всего лифтового хозяйства в доме. Если механиков у компании в обрез, эта процедура будет фиктивной. И лень подрядчика может закончиться тем, что всему дому придётся скидываться по 10-50 тыс. руб. с квартиры на срочный ремонт внезапно сломавшегося подъёмника.
Ехать или ломать?
Кстати, виновниками непредвиденных трат на лифтовое оборудование нередко становятся и сами жители. Во время переезда или доставки крупной мебели некоторые сами пытаются открыть заблокированные створки лифта, вместо того чтобы позвонить в управляющую компанию и попросить прислать механика. Родители, бывает, вкатывают в кабину коляски вместе с находящимися в них малышами, и регулярно в подъездах можно наблюдать такую сцену: колёса
детского транспорта застревают в дверях, которые стремятся закрыться, испуганная мама голосит, а папа силой разжимает створки. Нередки случаи замусоривания шахт, раскачивания кабины во время движения, поджога кнопок вызова. Кстати, даже замена кнопок не входит в техобслуживание, а оплачивается дополнительно. Сколько же за это накрутят, можете и не узнать: расходы «спрятаны» внутри строки «содержание и ремонт» каждой жилищной платёжки. Конечно, УК обязана раз в год обнародовать подробный отчёт, где должны быть расписаны все траты по отдельности, но обычно этот документ так же туманен, как и ежемесячная квитанция.
Ну и наконец, то и дело находятся храбрецы, готовые при поломке подъёмника самостоятельно из него выбраться. А вот это уже опасно для жизни! «В лифте надо спокойно стоять, и больше ничего, - говорит Иван Прохоров, эксперт «МОС ОТИС». - Если кабина остановилась, вызывайте диспетчера и следуйте его указаниям. Ни в коем случае не пытайтесь выйти до прибытия аварийной бригады. Лучше на полчаса опоздать на работу или в школу, чем рисковать собой». К сожалению, некоторые легкомысленно относятся к подобным предостережениям. Последний страшный случай произошёл 8 апреля в доме по Рублёвскому шоссе, когда при попытке выбраться из застрявшего лифта 14-летняя девочка сорвалась и погибла. Она не дождалась аварийной бригады, приехавшей через 16 минут...