На передний план вышла необходимость решения жилищного вопроса, при этом пользовательские характеристики стали не столь важны, как прежде. Москвичи выбирают себе жилье по карману, а возможности стали гораздо скромнее.
Не секрет, что жители столицы еще несколько месяцев назад эпатировали остальных россиян своими финансовыми возможностями и заоблачными суммами при покупке жилья в Первопрестольной. Например, в июле прошлого года в Москве была выставлена на продажу квартира стоимостью 2,5 млрд руб., что тогда удивило совсем немногих. С окончанием «тучных» времен ситуация изменилась кардинальным образом. Но москвичи не перестали покупать недвижимость, они просто все реже покупают ее в Москве, передает РБК.
Так, по данным бюро недвижимости "Агент 002" анализ сделок с недвижимостью в столице по результатам первого полугодия показал, что жители Москвы все чаще обращают внимание на квартиры эконом-класса как на первичном, так и вторичном рынке. А результаты продаж комнат в коммунальных квартирах уже бьют все рекорды.
За прошедшие семь месяцев количество сделок в дешевом сегменте жилья (по данным на июль) увеличилось до 92%. Для сравнения год назад продажи в эконом-классе не превышали 43%. При этом только 6% и 2% сделок с недвижимостью сейчас приходятся на квартиры бизнес-класса и элитное жилье. Напомним, что общее число договоров купли-продажи жилой недвижимости в Москве составляет порядка 4,2 тыс. в месяц.
Специалисты «Агент 002» отмечают, что наибольшей популярностью сейчас пользуются однокомнатные и двухкомнатные квартиры в кирпичных и панельных домах общей площадью 32-56 квадратных метров. При этом стоимость таких объектов обычно варьируется от 2,9 до 6 млн руб.
И если найти покупателя на квартиру в столице бывает не так просто (средний срок продажи квартиры составляет 72 дня), то продажи комнат с начала года демонстрируют феноменальные показатели. Так, количество сделок в этом сегменте увеличилось с 4% в июле прошлого года до 13% в июле нынешнего. Наибольшей популярностью пользуются комнаты от 1 до 2 млн руб., при этом покупатели обычно выбирают объекты, расположенные ближе к центру столицы, в двух- и трехкомнатных квартирах. Настоящие баталии разворачиваются вокруг покупки комнат, стоимость которых ниже 1 млн руб. Такие объекты стали популярны среди родителей в качестве подарка детям на совершеннолетие или по случаю окончания вуза.
Главной же особенностью кризисного выбора жилья становится массовая скупка зарубежной недвижимости, которая по множеству параметров выигрывает у столичных квадратных метров. Низкие темпы снижения цен на недвижимость в Москве привели к тому, что покупатели выбирают недорогое, но при этом гораздо качественное жилье в Болгарии, Турции, Испании и т.д. Эта тенденция становится массовой: таким образом люди выводят из страны огромные капиталы. Если в прошлом году на одного потенциального покупателя зарубежной недвижимости приходилось 20-25 покупателей жилья в Москве или области, то теперь соотношение изменилось на 1 к 7.
Выходит, что неспособность отечественных застройщиков предоставить качественный продукт по доступной цене оборачивается потерей доходов не только в рамках строительной отрасли или рынка недвижимости, а в масштабах всей страны. Пока специалисты рынка недвижимости спорили о том, как привлечь покупателя, количество сделок с недвижимостью, совершенных русскими в разных странах мира, стало увеличиваться в геометрической прогрессии. По словам директора по маркетингу Бюро Недвижимости «Агент 002» Ольги Исламовой, в ряде таких стран, как Израиль, Турция, Болгария, Испания, США и Великобритания, русские покупатели уже породили новый всплеск интереса на недвижимость, заняв первые строчки среди иностранных инвесторов. Только в первом полугодии нынешнего года объем иностранных квадратных метров, приобретенных русскими покупателями, по разным оценкам составляет 9-15 млрд долл. Это соответствует практически годовому объему всех сделок на рынке жилой недвижимости Москвы в 2007 году.
Такое положение дел говорит о том, что жилье в России все больше теряет доверие даже отечественных инвесторов, которые теперь предпочитают ликвидный товар за разумные деньги, пусть и вдали от родного дома. Развитие подобной ситуации может привести к дальнейшему падению внутреннего спроса на жилую недвижимость, строительная индустрия войдет в период затяжной стагнации и потянет за собой смежные отрасли, а россияне в это время будут стимулировать рост экономик других государств.