На последнем общественном градостроительном совете при мэре Москвы было принято сразу несколько проектов, которые в той или иной степени смогут в будущем уменьшить нагрузку на исторический центр столицы.
Многофункциональный жилой комплекс площадью более 300 тыс. м2 планируется построить в Западном округе. Кроме, собственно, квартир и подземной автостоянки предусмотрены школа и детские дошкольные учреждения. Это работа японского архитектора Кионоре Кикутаке, прославившегося на весь мир проектом плавучего города длиной 800 км. С нашей стороны комплексом занимается не менее известный Сергей Ткаченко, автор «Патриарха» на Малой Бронной и «Дома-яйца» на ул. Машкова, а также руководитель столичного НИИиПИ Генплана. Три башни комплекса (центральная — 51-этажная, две по бокам — 36-этажные) займут участок в 4,8 га на правом берегу Москвы-реки, напротив делового центра Москва-Сити (на карте — 1).
Более масштабным представляется появление мега-комплекса на участке в 111 га вдоль железной дороги около Поклонной горы (2). Возвести 2,4 млн. м2 общественных и жилых зданий, 3 детских сада, 2 школы, поликлинику, отель, апартаменты, парки и дороги планируется в непосредственной близости от тоннеля, в котором окажется железнодорожная ветка Киевского направления от Третьего транспортного кольца до Минской ул. По словам главного архитектора Александра Кузьмина, «хребет» квартала состоит из жилых и гостиничных корпусов переменной этажности, плавно понижающихся от центра города. И все здания, обращённые в сторону Кутузовского проспекта, будут укомплектованы террасными озеленёнными крышами. «Если под Ла-Маншем проложили ж/д, то и мы можем попробовать заключить небольшой участок в специальный шумовиброзащитный тоннель»,— прокомментировал идею глава столичного стройкомплекса Владимир Ресин. По его мнению, проект является «образцом того, как при перестройке Москвы можно её улучшать». И если всё пройдёт хорошо, со временем появится возможность «улучшить» ещё 6,8 тыс. га столичной земли, 2,8 тыс. га из которых на настоящий момент заняты ж/д путями и 4 тыс. га представляют собой зоны отчуждения.
Прирост населения из-за строительства этих комплексов со временем составит 15 тыс. чел. И не все из них смогут выезжать из микрорайонов на автомобилях. Кстати, при дорожном строительстве в городе в настоящее время главный акцент власти пытаются делать именно на развитие общественного транспорта. Ведь более 25% автомобилистов в мегаполисе не может быть по определению (а мы уже вплотную приблизились к критической отметке). Работы ведутся в нескольких направлениях, в том числе проектируются и возводятся так называемые шоссе-дублёры для самых перегруженных направлений. Кутузовский проспект не исключение — его южный дублёр пойдёт по полосе отчуждения ж/д (3).
А увязать между собой набережную Тараса Шевченко, Кутузовский проспект и деловой центр Москва-Сити сможет транспортно-пересадочный узел «Тестов-ский» (4). Его построят рядом с одноимённой платформой и объединят малое кольцо Московской железной дороги (МЖД) с уже существующей ст. м. «Международная» и со скоростной транспортной системой (СТС), что позволит обитателям Сити добираться в том числе и до аэропортов столицы. «Тестовский» проектируется на участке МЖД, расположенном между Третьим транспортным кольцом и Ботаническим лекарственным садом. В нём также разместятся многоуровневые автостоянки, подземные и надземные переходы через Москву-реку. Главное, чтобы транспортный узел появился одновременно с новыми жителями. Ведь общая площадь всех сооружений делового центра (с учётом территории большого Сити от Звенигородского шоссе и других набережных Москвы-реки до Хорошёвского шоссе) составит более 25 млн. жилых и офисных квадратных метров, которые займут 150 тыс. чел. Иначе мечты столичных властей о смещении деловой активности к Сити и, как следствие, к разгрузке исторического центра придётся отложить до окончательного решения транспортных проблем в этой части города.