Примерное время чтения: 10 минут
38512

В тупике. Кто срывает расследование гибели «Боинга» на Украине?

Сюжет Расследование крушения Боинга на востоке Украины
Член группы международных экспертов на месте крушения малайзийского «Боинга».
Член группы международных экспертов на месте крушения малайзийского «Боинга». / Sergei Karpukhin / Reuters

Работа на месте крушения прервана

Тайна гибели малайзийского «Боинга», разбившегося 17 июля на территории Донбасса, вряд ли будет раскрыта в скором времени. Международная комиссия экспертов, прибывшая на Украину для проведения расследования на месте катастрофы, завершила работу, фактически её и не начав.

Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к комиссии, официально эксперты покидают Украину в связи с завершением первого этапа поиска обломков самолёта. На деле эксперты, предпринимавшие попытки выехать на место крушения, регулярно попадали под обстрелы со стороны украинских военных. В результате члены комиссии пришли к выводу, что продолжать работу в таких условиях слишком рискованно.

Украинская сторона, как и следовало ожидать, выдвинула свою версию срыва работы комиссии. Президент Украины Пётр Порошенко в телефонном разговоре с канцлером ФРГ Ангелой Меркель сообщил, что международные эксперты, которые работали на месте крушения малайзийского «Боинга», в четверг, 7 августа, прекратили расследование «из-за постоянной угрозы их безопасности со стороны террористов». Об этом говорится в сообщении, размещённом на сайте президента Украины. «При этом международные эксперты высоко оценили все меры украинской стороны, которые способствовали ходу расследования», — говорится в сообщении.

Каким образом украинская сторона способствовала ходу расследования, сказать сложно. Территория, где находятся обломки «Боинга», контролируется ополченцами. Именно они обеспечивали безопасность экспертов на месте работы.

Перемирие по-украински

Однако всякий раз, когда представители комиссии пытались начать работу, на данную территорию начинали лететь снаряды украинской артиллерии. В итоге ополченцам приходилось эвакуировать экспертов в безопасное место.

С самого момента катастрофы представители ДНР предлагали официальному Киеву объявить перемирие в районе падения обломков, чтобы дать возможность экспертам для нормальной работы.

Ещё 21 июля президент Украины Пётр Порошенко приказал военным прекратить боевые действия в радиусе 40 километров от места крушения малайзийского «Боинга». Как заявил глава государства журналистам, военнослужащие отныне не имеют права «проводить операции и не должны открывать огонь» в этой зоне.

Несмотря на это громкое заявление, украинская армия продолжала боевые операции в указанном районе. Официальный Киев, правда, пытался доказывать, что перемирие в районе катастрофы соблюдает, а обстрелы — дело рук ополченцев.

Но полное отсутствие какой-либо согласованности между разными представителями украинской власти приводило к постоянным «проколам». Так, 28 июля пресс-секретарь СНБО Украины Андрей Лысенко заявил, что украинские войска подошли к 20-километровой зоне от места падения «Боинга». При этом Лысенко утверждал взаимоисключающие вещи: то, что армия пытается вытеснить «сепаратистов» с места падения лайнера, чтобы «эксперты могли спокойно провести экспертизы», с другой — что украинская армия не открывает огня и соблюдает перемирие. «Наши военные уже подошли к границам этой зоны, однако, если в ней раздаются взрывы, то это дело рук точно не украинских военных», — логично резюмировал Лысенко, одновременно уточнив, что «к террористам будут приняты меры принудительного вывода из этой территории».

Тем не менее, «вывести» ополченцев с указанной территории украинским силовикам так и не удалось.

Ополченцы обеспечивали безопасность группы международных экспертов на месте крушения «Боинга». 
Фото: Reuters / Sergei Karpukhin

Американская блокировка и киевское фэнтези

Между тем, резолюция 2166 Совета Безопасности ООН, принятая ещё 21 июля, требовала от сторон конфликта немедленно прекращения военных действий в районе крушения.

На нарушение Киевом этой резолюции неоднократно указывал представитель России при ООН Виталий Чуркин.

Накануне появления информации о прекращении работы комиссии экспертов Россия предприняла ещё одну попытку добиться приостановки боевых действий в районе катастрофы «Боинга».

Однако проект заявления России, в котором содержался призыв соблюдать перемирие на месте крушения, в Совете Безопасности ООН был заблокирован представителями США, Литвы и Австралии. Причиной этого стали «неприемлемые требования» данных стран внести в заявление осуждение действий «сепаратистов». Представитель России при ООН Виталий Чуркин указывал, что заявление не касается действий сторон конфликта, а требует лишь соблюдения перемирия, без которого работа экспертов становится невозможной, однако найти взаимопонимания с оппонентами так и не удалось.

Что касается украинской стороны, то вместо обеспечения расследования катастрофы её официальные лица, похоже, увлеклись жанром фэнтези.

Глава СБУ Валентин Наливайченко заявил 7 августа, что «террористы» сбили малайзийский «Боинг» ошибочно, вместо лайнера... российского «Аэрофлота». По версии Наливайченко, уничтожив самолёт с российскими гражданами, представители ополчения якобы намеревались спровоцировать полномасштабное вторжение российских войск на Украину.

Эта своеобразная версия никак не сочетается с теми материалами, что распространяли представители СБУ раньше, но Наливайченко это не смущает. Он заявил, что часть «сепаратистов» были не проинформированы о готовящейся диверсии.

Каких бы то ни было внятных доказательств в пользу изложенной версии Наливайченко не привёл.

Группа международных экспертов на месте крушения малайзийского Боинга
Группа международных экспертов на месте крушения малайзийского «Боинга». Фото: Reuters / Sergei Karpukhin

Недостаток информации

Это вообще характерно для всего того, что происходит вокруг расследования катастрофы малайзийского «Боинга», — если представители ДНР передают в целости и сохранности «чёрные ящики» самолета, если представители Минобороны России публикуют данные объективного контроля, зафиксировавшие и зенитные комплексы «Бук» украинских войск, и самолёт украинских ВВС, находившийся в непосредственной близости от погибшего лайнера, то украинская сторона не предъявляет ничего, кроме видеороликов и сообщений из социальных сетей, которые при первом же анализе оказываются откровенной «липой». Не отстают от украинцев и представители США, которые не смогли аргументировано опровергнуть данные российского контроля, но, тем не менее, продолжают настаивать на вине ополченцев. Ссылка же американской стороны на секретные сведения, которые никак нельзя рассекретить, ничего, кроме разочарования, не вызывают.

И что же на сегодняшний день есть в сухом остатке? Анализ бортовых самописцев, как и предупреждали многие эксперты, информации, способной пролить свет на происшедшее, пока не дал. Переговоры пилотов, по сведениям от источников, близких к группе экспертов, изучающих «чёрные ящики», не содержали ничего необычного. Судя по всему, катастрофа стала неожиданностью для экипажа, что подтверждает то, что «Боинг» погиб не из-за технических неполадок, а от внешнего воздействия.

Но кто и чем сбил малайзийский «Боинг», «чёрные ящики», очевидно, рассказать не смогут. Ключевую информацию могло дать исследование обломков самолёта, но оно сорвано.

Обломки малайзийского Боинга
Обломки малайзийского «Боинга». Фото: Reuters / Sergei Karpukhin

Гадание на кофейной гуще

Различные эксперты, не работавшие на месте крушения, пытаются проводить анализ на основе фотоснимков, однако при этом приходят к различным выводам. Одни полагают, что самолёт разрушен при попадании ракеты ЗРК «Бук», другие явственно видят следы воздействия вооружения самолёта Су-25.

Но на самом деле всё это — не более чем гадание на кофейной гуще. Срыв работы экспертов на месте крушения резко уменьшает шансы на то, что истина будет установлена в ближайшее время. Не исключено, что она не будет установлена вообще.

Новость о прекращении работы международной комиссии на Украине по времени совпала с печальным «юбилеем» — ровно пять месяцев назад над Индийским океаном бесследно исчез «Боинг-777» малайзийской авиакомпании, летевший из Куала-Лумпура в Пекин.

Подвижек в расследовании той катастрофы тоже нет. 2014-й год, возможно, станет рекордным по части неразрешимых трагических загадок в истории авиации.

Оцените материал
Оставить комментарий (17)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах