В жилом доме под Варшавой был найден мёртвым 42-летний Ремигиуш Мусь, которого в Польше называли «ключевым свидетелем по делу о смоленской катастрофе».
Мусь был бортинженером польского самолёта Як-40, который приземлился на аэродроме «Смоленск-Северный» за час до катастрофы. Через бортовую рацию он слышал переговоры российского авиадиспетчера и пилотов самолёта президента Польши Леха Качиньского.
В своих показаниях Мусь утверждал, что, несмотря на густой туман, дежурный разрешил польскому самолёту снизиться до «высоты принятия решения» в 50 метров – точно так же, как перед этим разрешили снизиться до 50 метров его борту (Як-40). По официальной же версии, диспетчер не разрешал снижаться ниже 100 метров.
Следователи окружной прокуратуры в Варшаве уже объявили, что Мусь был найден повешенным и единственной версией происшедшего является самоубийство.
Он слишком много знал?
Однако в Польше много тех, кто категорически не согласен с такой позицией.
Глава польской парламентской комиссии по расследованию авиакатастрофы Антони Мачеревич, один из самых влиятельных сторонников «теории заговора» в деле о гибели Ту-154 под Смоленском, заявил:
– У нас есть впечатление, что над всеми, кто может рассказать правду о том, что случилось в Смоленске, затягивается петля.
Одновременно с этим он призвал власти взять под охрану второго свидетеля – пилота Як-40 Артура Воштыля.
Напомним, польский борт № 1 Ту-154 с официальной делегацией Польши разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. На борту самолёта находились 96 человек, среди них – президент Польши Лех Качиньский и его супруга, известные политики, религиозные и общественные деятели, которые направлялись в Катынь для участия в мероприятиях на месте так называемого «катынского расстрела».
В январе 2011 года Межгосударственный авиационный комитет представил доклад об окончательных результатах расследования катастрофы. Эксперты пришли к выводу, что причиной крушения самолёта стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полёта и подготовке экипажа.
Затем Окружная военная прокуратура в Варшаве предъявила по этому делу обвинения двум офицерам 36-го спецполка, занимавшегося перевозкой высших должностных лиц государства.
Несмотря на все официальные выводы, в Польше регулярно поднимается вопрос «российской вины» в той трагедии.
Официальные польские власти настаивают на вине российских авиадиспетчеров, не закрывших аэродром по метеоусловиям и не отправивших самолёт президента Польши на резервное место приземления.
В отличие от официальной позиции Польши, представители различных политических партий и общественные деятели, начиная с брата погибшего президента Леха Качиньского Ярослава, активно муссируют тему «руки Москвы».
«Шпионские страсти» по-польски
Если обобщить эти «альтернативные версии», то они сводятся к одному – президент Польши и летевшая с ним государственная и культурная элита стали жертвами российского заговора.
Способы «диверсии» предлагаются самые разные – от уничтожения средствами ПВО до специально наведённых облаков.
В своё время много шума наделала съёмка, сделанная на месте крушения. На ней якобы было видно, как сотрудники российских спецслужб расстреливают выживших в катастрофе поляков. Мало того, было заявлено, что «смелый журналист», снявший ролик, также был убит при загадочных обстоятельствах.
В дальнейшем было установлено, что автор съёмки жив-здоров, никаких расстрелов на ней не отражено, равно как нет и других подтверждений причастности спецслужб России или какого-то другого государства к данной трагедии.
Это, впрочем, никоим образом не успокоило любителей поспекулировать на антироссийской тематике. Президент Польши, летевший отдать дань памяти полякам, расстрелянным в Катыни, и погибший в катастрофе недалеко от места трагедии 70-летней давности – для многих в Польше это не просто совпадение, а «состав преступления».
В России все польские «теории заговора» воспринимают с иронией. При всём сострадании к соседней стране, пережившей трагедию, всерьёз считать, что российские власти над собственной территорией устраивают охоту на главу иностранного государства, невозможно.
Самые ехидные и вовсе советуют полякам разобрать ещё одну версию: мол, деревья, с которыми столкнулся президентский лайнер, были посажены лично товарищем Сталиным с дальним прицелом.
Тема взаимоотношений России и Польши вообще перегружена «катынским делом» и историей с катастрофой под Смоленском. Несмотря на то, что официальные российские власти, вопреки общественному мнению внутри страны, признали вину СССР за так называемый «катынский расстрел», в Польше определённые силы стремятся превратить Россию в вечного виновника всех польских злоключений.
Им-то как раз самоубийство Ремигиуша Муся оказалось очень кстати: появилась новая возможность раздуть затухающий в польском обществе огонь неприязни к Российской Федерации.
Очень может быть, что постоянный прессинг со стороны любителей «теории заговора», которому подвергался бортинженер Регимиуш Мусь, в конечном итоге и довёл его до трагического конца.