Примерное время чтения: 8 минут
859

«Сломанные ноги, руки, кровь». Почему разбился самолет под Алма-Атой

Сюжет Крушение пассажирского самолета в Казахстане
На месте крушения самолета.
На месте крушения самолета. / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS REP / Reuters

Канун Нового года в Казахстане омрачен трагедией. В результате крушения авиалайнера под Алма-Атой пострадали десятки человек, не менее 12 погибли.

Столкновение

27 декабря в 7:22 по местному времени самолет Fokker 100 казахстанской авиакомпании Bek Air, выполнявший рейс №Z2100 Алма-Ата — Нур-Султан, при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением.

Как сообщает МВД Казахстана, на борту лайнера находились 93 пассажира и 5 членов экипажа. Помимо граждан Казахстана, этим рейсом летели два гражданина Украины, один гражданин Кыргызстана, один гражданин Китая.

По данным МВД, в результате крушения 12 человек погибли, 49 получили ранения. Жертв могло быть и больше, однако, к счастью, лайнер после столкновения не загорелся. Дом, с которым столкнулся самолет, по данным местных властей, был пустым.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил в связи с происшедшим: «Выражаю глубокие соболезнования родным и близким погибших при падении самолета около Алматы сегодня утром, 27 декабря.

Пострадавшим будет оказана помощь. Создана правительственная комиссия во главе с А. Маминым. Все виновные понесут строгое наказание в соответствии с законом».

Первый президент республики Нурсултан Назарбаев выразил соболезнования родным и близким погибших: «С глубокой скорбью воспринял известие о жертвах и пострадавших в результате крушения самолета авиакомпании „Bek Air“, вылетевшего из аэропорта Алматы. Разделяя горечь утраты, выражаю слова соболезнования родным и близким погибших, а всем пострадавшим желаю скорейшего выздоровления».

Президент России Владимир Путин направил президенту Казахстана Токаеву телеграмму с выражением соболезнований в связи с трагическими последствиями авиакатастрофы: «В России разделяют скорбь тех, кто потерял своих родных и близких, и надеются на скорейшее выздоровление всех пострадавших».

28 декабря объявлено в Казахстане днем национального траура.

Что из себя представляет авиакомпания Bek Air?

«Уважаемые казахстанцы, от лица авиакомпании BEK AIR приносим искренние соболезнования в связи с трагедией. В данный момент мы ожидаем официальную информацию от служб, которые работают на месте происшествия. Тем временем мы просим вас не реагировать на сообщения анонимной рассылки, так как они могут носить мошеннический характер. Пожалуйста, ожидайте официальную информацию», — такое сообщение появилось на странице авиакомпании, которой принадлежал самолет, в соцсети.

На данный момент деятельность Bek Air приостановлена до выяснения обстоятельств крушения самолета.

Авиакомпания Bek Air, созданная в 1999 году, базируется в аэропорту города Уральска. На сегодняшний день она позиционируется как первая в Казахстане низкобюджетная авиакомпания (Low-coster), осуществляющая внутренние регулярные авиаперевозки, а также полеты в города Москва и Санкт-Петербург из города Уральск и чартерные рейсы в направлении многих стран СНГ, а также ОАЭ, Турцию, Монголию и Китай.

Флот авиакомпании полностью состоит из самолетов Fokker 100. Это самый большой серийный самолёт нидерландской авиастроительной компании Fokker.

Fokker 100: история лайнера

Fokker 100 был создан на базе планера Fokker F28. За счет удлинения фюзеляжа среднемагистральный самолет смог принимать на борт до 107 пассажиров вместо 85 у предшественника. Первый полёт Fokker 100 состоялся 30 ноября 1986 года, сертификация была завершена в ноябре 1987 года, а первые поставки в авиакомпанию Swissair, ставшую первым эксплуатантом серийной модели F100, начались уже в феврале 1988 года.

Авиастроительная компания Fokker обанкротилась в 1996 году. Последние Fokker 100 были передан заказчикам в 1997 году, уже после фактического прекращения существования компании.

Всего было 283 лайнера подобного типа. В настоящее время самолеты Fokker 100 активно выводятся из эксплуатации авиакомпаниями мира.

Fokker 100 компании Bek Air, 2014 г.
Fokker 100 компании Bek Air, 2014 г. Фото: Commons.wikimedia.org/ Qarakesek

Самолету, разбившемуся сегодня под Алма-Атой, было 23 года, в мае 2019 ему продлили сертификат летной годности.

Крушение под Алма-Атой стало 16 случаем потери Fokker 100 в результате катастроф или серьезных аварий.

31 октября 1996 года в Бразилии произошла крупнейшая по числу жертв катастрофа Fokker 100. Лайнер, принадлежащий авиакомпании TAM Transportes Aereos Regionais, выполнял регулярный внутренний рейс JJ402 по маршруту Сан-Паулу — Рио-де-Жанейро — Ресифи. Через 24 секунды после взлёта самолет в результате самопроизвольного включения реверса тяги правого двигателя накренился вправо, перешёл в сваливание и рухнул в густонаселённый район Сан-Паулу. Погибли все находившиеся на его борту 95 человек, а также 4 человека на земле.

27 марта 2016 года крупный инцидент произошел с Fokker 100 с бортовым номером UP-F1012, принадлежавшим Bek Air. У самолета, на борту которого находились 116 пассажиров и пять членов экипажа, произошел отказ передней стойки шасси. Командиру воздушного судна Дмитрию Родину удалось осуществить аварийную посадку в аэропорту Астаны (ныне- Нур-Султан). Никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал. Впоследствии летчику было присвоено звание «Народного Героя» с вручением знака особого отличия — Золотой звезды и ордена «Отан».

«На взлетной полосе обнаружено два последовательных касания хвостовой частью»

Заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр заявил на пресс-конференции, что в качестве предварительных причин крушения 27 декабря 2019 года рассматриваются ошибка пилота и технические неполадки.

«Сегодня нами на взлетно-посадочной полосе было обнаружено два последовательных касания хвостовой частью воздушного судна с интервалом в 300-400 метров. Затем воздушное судно развернуло вправо по окончании полосы, шасси уже к этому времени были убраны, судно пыталось взлететь. Как вы видели, оно столкнулось с забором, в доме никого не было. Судно было разбито на две части, в основном погибли пассажиры, которые были в носовой части», — приводит слова Скляра портал Tengrinews.kz.

Командир воздушного судна, 58-летний Марат Муратбаев, погиб. Второй пилот, 54-летний Миржан Мулдакулов, получил тяжелые травмы.

Перед взлетом летчики не сообщали о каких-либо проблемах. Последняя реплика пилота в разговоре с диспетчером была дежурной в таких случаях: «05 правая, 2100, всего хорошего, хорошего дня вам!»

О том, что происходило потом, известно со слов выживших пассажиров.

«Кто-то выломал аварийную дверь»

Telegram-канал Mash приводит слова Гульнары Кошеновой: «Трясло сильно. Вначале как будто кочки были, потом мы начали набирать высоту. В итоге столкновение какое-то было. Я нагнулась, как по технике безопасности нужно, а когда подняла голову, впереди увидела дым и что-то белое... Кто-то выломал аварийную дверь, и мы все выбежали. Очень много пострадавших, я не знаю, кто умер или не умер — я не видела. Дети были, сломанные ноги, руки, кровь. Все в шоке были, разбежались оттуда: там сложно находиться».

Аслан Назаралиев, которому также удалось выжить в катастрофе, рассказал РИА Новости: «Я сидел на 15 ряду, возле меня было окно, я его не открывал, кто-то открыл наверно, кто сидел ближе к окну, я сидел у прохода. И мы все начали выходить на улицу. Потом мы начали помогать пострадавшим. Там было темно очень, 7 утра, мы начали светить фонариками сотовых телефонов и помогать пострадавшим. Были уже погибшие, было явно видно, были сильно раненые. Мы начали их отводить подальше от самолета, потому что был риск, что он может загореться... У меня все было в порядке. Многие, кто сильно не пострадал, с 15 ряда, хвостовые, они все были целы, и всем нам сказали, что можно уходить, записали наши имена и фамилии и отпускали».

Среди погибших в катастрофе оказалась 35-летний выпускающий редактор сайта Informburo.kz Дана Круглова. Как сообщают коллеги журналистки, поездка на этом самолёте была под вопросом, так как в Алма-Ате у неё были запланированы рабочие встречи. Но Дана хотела встретить Новый год с родителями в Нур-Султане и решила всё-таки лететь этим рейсом.

«Дана Круглова была настоящим журналистом. Её статьи вызывали резонанс, становились примером для всех сотрудников редакции. В январе Дана стала выпускающим редактором, а 1 декабря возглавила отдел расследований. Дана была честной, смелой и одновременно объективной. Это страшная потеря для всех нас», — сказал главный редактор Informburo.kz Михаил Дорофеев.

Также среди жертв катастрофы председатель Совета генералов, почетный ветеран МВД Казахстана, генерал-майор юстиции Рустем Кайдаров. 79-летний ветеран правоохранительных органов ранее занимал посты заместителя главы МВД республики, а также первого заместителя председателя государственного следственного комитета Казахстана.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах