25 декабря утром при вылете из Сочи потерпел катастрофу военно-транспортный самолёт Ту-154. Он должен был доставить в Сирию Академический ансамбль песни и пляски Российской армии им. А. В. Александрова, съёмочные группы Первого канала, НТВ и «Звезды», исполнительного директора фонда «Справедливая помощь» Елизавету Глинку, нескольких военнослужащих, директора департамента культуры Минобороны Антона Губанкова. Самолёт рухнул в море меньше чем через 3 минуты после взлёта. Никто из 92 человек не выжил. Причины катастрофы только устанавливаются. По данным на понедельник, 26 декабря, версию о возможном теракте силовики исключают.
Пропал с радаров
Самолёт военно-транспортной авиации Ту-154 вылетел с подмосковного аэродрома «Чкаловский» ночью, около 1.30 по московскому времени. Чтобы долететь до авиабазы Хмеймим, ему необходимо было дозаправиться: для российских военных самолётов воздушное пространство Турции закрыто, и лайнеру предстояло сделать большой крюк. Изначально заправляться планировали в Моздоке, но из-за плохих погодных условий борт отправили в Сочи. Судя по появившимся в Интернете фрагментам переговоров диспетчера и экипажа, взлёт прошёл без проблем, было около 5.24. Через 2 минуты 44 секунды диспетчер вызвала борт, сообщила о «подходе» - встречном самолёте, осуществляющем посадку. Ту-154 подтвердил получение команды, а уже считаные секунды спустя на вызов не ответил. Одновременно лайнер пропал с радаров. Сигнала тревоги, для подачи которого командиру воздушного судна достаточно нажать тумблер на приборной панели, не поступало.
Короткое замыкание?
Самолёт Ту-154 был выпущен в 1983 г. Последний ремонт прошёл 29 декабря 2014 г., а в сентябре 2016 г. - плановое обслуживание. Ежегодно самолёт совершал в среднем по 300 часов налёта - это немного, коммерческие лайнеры эксплуатируются втрое интенсивнее.
«То, что Ту-154 производства 80-х гг., не значит, что он древний, - уверен Вадим Базыкин, лётчик-испытатель, заслуженный пилот России. - Этот лайнер был одним из лучших в мире и во многом таким остаётся. Как правило, все Ту-154 прошли капитальный ремонт, а это очень серьёзная модернизация. Однако надо смотреть на вещи реально - при всех обновлениях, как говорят автолюбители, «винт остался старый». Это борт третьего, а не четвёртого поколения со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. Отличие более современных лайнеров в том, что ими в большей степени управляет компьютер, а не пилот. 80% всего полёта ведётся с земли. Тогда как в старых моделях компьютеризация минимальная, а в экипаже не менее 5 человек».
Как был подготовлен к полёту самолёт, проверит Военная прокуратура России, сообщила представитель ведомства Наталья Земскова. По информации «АиФ», военные следователи полагают, что одной из причин катастрофы Ту-154 при наборе высоты мог стать отказ гидросистемы самолёта. И это могло привести к тому, что экипаж полностью утратил возможность управлять машиной. Причиной отказа могло стать короткое замыкание в одном из двигателей лайнера.
Топливо или погода?
В СКР не исключают, что причина трагедии в некачественном топливе. Если это так, то при взлёте Ту-154, скорее всего, не смог набрать заданные режимы оборотов двигателей. Эксперты уже взяли пробы топлива, которым самолёт был заправлен на военном аэродроме в Подмосковье и в Сочи. Нельзя исключать, что на взлёте из-за проблем с топливом могли остановиться сразу три двигателя лайнера. В горючее могла попасть вода, которая, замерзая при отрицательных температурах, перекрыла проход топлива через фильтры.
Версия крушения из-за погодных условий далеко не самая приоритетная - при взлёте метеоусловия были практически идеальными. Однако наш эксперт не сбрасывает и её со счетов. «Погода, которую уже называют как одну из причин крушения, может быть очень коварной. Причём наиболее опасны не экстремальные -30 и даже не запредельные -50 градусов. Самый большой риск таит как раз «сопливая» погода, когда за бортом от +5 до -5°, - пояснил «АиФ» Вадим Базыкин. - Тогда на скорости от 200 до 400 км/ч и происходит самое интенсивное обледенение, как раз в процессе взлёта... Имеют значение и ветер, и точка росы. Для лётчиков это важные факторы».
Ошибка пилота?
Что касается экипажа, то командир борта Роман Волков, лётчик первого класса, имел налёт около 3,5 тыс. часов, что для пилотов военно-транспортной авиации, работающих в том числе и в горячих точках, отличный показатель. Штурманом был подполковник Александр Петухов. В апреле 2011 г. он входил в экипаж «танцующего лайнера» - другого Ту-154, совершившего вынужденную посадку на аэродроме «Чкаловский» с неисправной системой управления. Петухова вместе с коллегами наградили тогда орденом Мужества. А 55-летний Андрей Колосовский за день до полёта получил звание «Заслуженный военный лётчик» из рук Президента России. На борту были ещё 5 членов экипажа, в том числе переводчик для переговоров с авиадиспетчерами иностранных государств. В их компетентности нет сомнений практически ни у кого.
«Версий только две: неисправность и ошибки пилотов. Но на такой высоте что могло произойти? Надеюсь, военные лётчики с нами, гражданскими, потом поделятся информацией, - рассказал «АиФ» Герой России Андрей Ламанов, командир Ту-154, посадивший самолёт с полностью отказавшим оборудованием. - Я сомневаюсь, что это теракт или перегруз. Досмотр тщательный, в самолёте помещаются 180 человек, а их всего 92 было...»
Теракт исключён?
Единственная причина, по которой эксперты не исключают теракт, - внезапное исчезновение экипажа из эфира. «У каждого лётчика две кнопки под руками, передать сообщение - это буквально 1 секунда. Если разгерметизация происходит на высоте менее 5 км (Ту-154 успел бы подняться выше. - Ред.), то человек может разговаривать и действовать. Значит, не это причина катастрофы, - рассуждает Юрий Щербак, бывший пилот Ту-154. - Если попали в турбулентность, то с высоты 2 км они бы падали примерно 15 секунд и сообщение тоже можно было бы передать. Такие случаи были: лётчики прощались и сообщали причину катастрофы. Поскольку эти две причины отпадают, то остаются ещё несколько версий. Первая - столкновение двух летательных аппаратов. Но это не так. Вторая версия - самолёт мог быть сбит ударом в кабину. Третья версия - теракт, при котором также первой пострадала кабина пилотов...» Версию теракта или диверсии в ФСБ практически исключили. Когда Ту-154 приземлился в Сочи, его взяли под охрану. На борт поднимались только пограничник и таможенник. Покидали самолёт командир и бортинженер, чтобы проверить ход заправки. Питание на борт не подавали.
26 декабря, в день траура по погибшим в этой авиакатастрофе, скорбела вся страна. Особенно сильно ужас произошедшего чувствовался в Сочи. 92 свечи горели на набережной южного мола. Горожане несли к берегу венки и цветы. В толпе нельзя было не обратить внимания на плачущую женщину, которая крестила море. Коллеги подсказали - это мама погибшего звукорежиссёра НТВ Людмила Толстова. «Как страшно и неожиданно...» - повторяла она. А у самой воды стояла жена Евгения Толстова, которая от горя не могла выговорить и слова.
Предновогоднего настроения в Сочи как не бывало. В приморских кафе снимали новогоднюю мишуру, прятали искусственные ёлки. Людей никто об этом не просил. Просто горе обрушилось на всех.
Погибшие при крушении самолета Ту-154 в Черном море
Погибшие при крушении самолета Ту-154 в Черном море
Ушли в эфир
Среди погибших девять тележурналистов. Как и многие на этом рейсе, они были молоды, полны сил, профессионально делали своё дело. Как и многие другие, ради выполнения своего долга не раз отправлялись туда, где идёт война. Как и всех остальных, их ждали дома родные.
Первый канал прощается с Дмитрием Рунковым, Вадимом Денисовым и Александром Сойдовым. Погибла съёмочная группа НТВ: Михаил Лужнецкий, Олег Пестов и Евгений Толстов. Своих коллег - Павла Обухова, Александра Суранова и Валерия Ржевского - потерял телеканал «Звезда».
От редакции
Редакция «Аргументов и фактов» выражает глубочайшие соболезнования всем родным погибших в этой авиакатастрофе. Тяжелейшую утрату понесла вся страна. От нас ушли молодые, красивые, смелые, талантливые и светлые люди. Мы чувствуем вашу боль и скорбим вместе с вами и вместе с вами будем хранить память о них.