Хорошо, что мы помним о случившемся. Плохо, что виновные до сих пор не наказаны.
…Тихо у воды. Спокойно. Природа в Татарстане завораживающая. Не стал бы исключением и Куйбышевский затон, если бы не чужеродный элемент на волжской глади - ржавый «памятник» людской безалаберности и жажде наживы. «Булгарию» отбуксировали на мель прошлой осенью. Сейчас судно полузатоплено. Утилизировать его пока нельзя. До конца судебных разбирательств оно - вещдок.
Корабль круглосуточно охраняют от мародёров, желающих унести частичку трагедии на память. «Гости» здесь бывают постоянно. «Кто-то просто посмотреть хочет, другие цветы кладут, игрушки, а третьи фотографируют, - рассказывает охранник. - Зимой с разрешения Следственного комитета привозили батюшку и муллу, чтобы молитвы прочитали. О погибших и о том, чтобы такое больше не повторилось».
Жить заново
22-летний Евгений Терёшин, потерявший на «Булгарии» беременную жену Лейсан, лишь сейчас может спокойно говорить о том, что произошло тем июльским днём: «Особенно тяжёло было первые полгода, постоянно посещали мрачные мысли, порой хотелось покончить с собой». Справиться с горем ему помогли родные, друзья и мама Лейсан. Они всё время были рядом, ни на минуту не оставляя его одного - ещё недавно счастливого молодожёна, а теперь убитого горем вдовца.
Лейсан иногда снится близким и предупреждает о грядущих неприятностях. «Месяца два назад попал в страшную аварию, - говорит Женя. - А накануне приснилось, будто она говорит, что тормоза не в порядке. А в другой раз Лейсан приснилась маме и поручила: «Смотрите там за ним, оберегайте его».
…Вернуться к жизни казанскому врачу Халиме Усмановой, потерявшей единственную дочку, 10-летнюю Камилю, помогла другая пострадавшая семья - Черновы. У них погибли бабушка и 5-летний внук. «Я много времени провела у них в Марий Эл, - рассказывает Халима Абдрахмановна. - Невозможно заменить тех, кого мы потеряли, но я поняла: мне есть для кого и для чего жить. Я нужна моим родным - маме и сестре, моим друзьям, нужна моим пациентам».
«Потрясение было очень сильным, - говорит известный казанский психолог Рамиль Гарифуллин. - Многие ещё не оправились от этой трагедии, находятся в состоянии депрессии и только начинают обретать новые цели в жизни».
Кого осудят за посудину
В этом году требования к пассажирским судам ужесточили. Каждый город-порт перепроверяет техническое состояние теплохода и документы, не доверяя «соседу». Как следствие - многие корабли встали на якорь, а речные круизы потеряли былую популярность.
- По Волге будут курсировать только два судна, приписанные к порту Казань, - говорит Екатерина Барабанова, начальник отдела Министерства по делам молодёжи, спорту и туризму Татарстана. - В прошлом году таких судов было пять, но из-за падения спроса турфирмы оказались в глубоком кризисе и не смогли привести теплоходы в надлежащее состояние.
Следствие по этому делу продлено до 10 ноября, сейчас обвиняемые знакомятся с материалами уголовного дела, насчитывающего 90 томов. Но первые приговоры уже вынесены. Два капитана судов, прошедших мимо терпящих бедствие пассажиров «Булгарии», оштрафованы на 130 и 190 тысяч рублей. Остальным предъявлены обвинения. Субарендатору «Булгарии» Светлане Инякиной грозит до 10 лет лишения свободы, столько же - эксперту Росречрегистра Якову Ивашову, двум чиновникам Ространснадзора Иреку Тимергазееву и Владиславу Семёнову.
Недавно список обвиняемых пополнился ещё одной фамилией: спасшийся старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов ещё недавно числился потерпевшим. На днях его выписали из психбольницы, куда он попал с сильнейшим стрессом. Ему грозит до 7 лет лишения свободы.
…Будет ли ходить на судебные заседания, Евгений Терёшин ещё не решил. «Понятно, что виноваты не только те, кто сейчас ждёт суда, - говорит он. - Виновата система, все те люди, кто путёвки продавал, и те, кто позволил этому кораблю выйти в рейс. Сейчас, когда я слышу от своих друзей, как они иногда жалуются на своих девушек или жён, говорю им: «Цените то, что у вас есть, цените друг друга. Может, такую ты больше не найдёшь, а потом будешь жалеть, что что-то сказал или сделал. А если что-то произойдёт, назад уже не вернёшь, многие этого не понимают…»
Подготовили Александра Дорфман, Анна Бахтиярова, Лилия Утикеева, Ольга Любимова («АиФ Регион»)