А несколько недель назад зэк из Ставропольского края выманил по мобильному телефону у директора банка 16,5 млн руб.! Десятки миллионов обладателей мобильных телефонов в нашей стране сталкиваются с различными видами афер в сфере мобильной связи.
Кому выгодно?
Цели злоумышленников можно разделить на два вида: пополнение баланса их телефонов и получение наличных. Во втором случае на подельника оформляется «чистый» контракт, а когда на этом счету собирается значительная сумма, соучастник приходит в офис оператора и просит расторгнуть договор и выдать деньги. Сотовые компании сообщают о подозрительных случаях в правоохранительные органы, но предъявить обвинение человеку лишь за то, что он хочет получить перечисленные на его номер средства, по закону нельзя.
Сим-карты, с которых производят звонки и приходят СМС, никогда не бывают зарегистрированы на данные мошенников. На радиорынках подключиться к любому оператору можно, даже не имея паспорта. Продавцам важно сбыть как можно больше контрактов. Согласно действующему законодательству никакой ответственности за это никто не несёт.
Ни одного случая, когда в ходе следствия было бы выявлено соучастие в мошенничестве работников компаний сотовой связи, не было. Более того, сейчас работа по пресечению криминальной деятельности у сотовиков отлажена до автоматизма. Достаточно двух жалоб клиентов, чтобы заблокировать подозрительного абонента. В среднем каждый день в «чёрный список» попадает 200-300 номеров. «Живёт» криминальный номер 1-2 суток. На сайте https://prankmobile.ru/ собираются координаты мобильных мошенников.
Как обманывают?
В начале века аферисты рассказывали случайным собеседникам о якобы выигранных автомобилях. Для получения приза необходимо было продиктовать коды карт экспресс-оплаты сотовых операторов. Следующим вариантом стали звонки от «родственников», попавших в ДТП или некую криминальную историю. Плохо различимый голос называл абонента мамой и передавал трубку «милиционеру», который требовал денег, чтобы замять неприятную историю. Недавно в тюрьме города Коломны милиционеры выявили уникального персонажа, «разводившего» на серьёзные суммы совершенно незнакомых людей. С первой фразы преступник давал собеседнику возможность самому высказать свои предположения: «Не узнал? Вот так мы и теряем близких!» Дальше злоумышленник провоцировал собеседника на рассказ о жизни и просил одолжить денег. Сегодня самым распространённым видом мобильного мошенничества является веерная рассылка СМС-сообщений с просьбой положить деньги на некий неизвестный номер. Предлоги могут быть разными, но чаще всего в них фигурирует обращение сына (дочери) к матери. Все объяснения ребёнок обещает дать позже.
На удочку мошенников попадались и весьма опытные люди. Однажды на подобный звонок «повёлся» высокопоставленный чиновник, согласившийся бросить в почтовый ящик ловкачей 10 тыс. долл. При этом он считал, что попал в центр сложнейшей многоходовой комбинации. А начальник ЧОПа, поверив в историю про выигранную машину, перечислил «налог» 28 700 руб. Жертвы обмана уверены, что за ними следили и даже специально «глушили» мобильный человека, от имени которого поступил звонок. На самом деле преступники не знали ничего. Всё, что у них есть, - мозги, хорошо подвешенный язык, криминальный опыт и очень много свободного времени.
Что делать?
За последние 5 лет сотрудникам Управления «К» МВД РФ удалось выявить и отправить за решётку более 15 ОПГ, промышлявших мошенничествами с мобильной связью. Расследования показывают, что в 90% случаев подобными преступлениями занимаются заключённые.
Недавно оперативники выявили в колонии под Санкт-Петербургом организатора банды, пытавшейся «разводить» жителей Москвы. Эта группа за 2 недели заработала около 100 тыс. руб. Хотя по закону заключённым запрещено иметь мобильные телефоны, администрация многих исправительных учреждений не может эффективно бороться с тем, что трубки у зэков появляются с завидной периодичностью. Их за мзду приносят и работники колоний, и умудряются прятать в передачах и оставляют приезжающие на свидания родственники и близкие. Обыски приводят к тому, что сим-карты из камер и бараков выносят вёдрами, а трубки коробками.
Милиционеры «на земле» честно говорят, что для них эти виды преступлений являются глухарями. В львиной доле случаев потерпевший лишается менее чем 1 тыс. руб., что является малозначительной суммой, недостаточной для начала расследования. Пострадавшим необходимо настаивать на привлечении к расследованию работающих во всех субъектах специалистов по линии Управления «К», у которых есть наработанный опыт. Также можно требовать от оператора возврата потерянных денег. В случае наличия доказательств аферы такой вариант возможен.
«На мой взгляд, проблема - в нежелании милиции возиться с такими малозначимыми, по их мнению, делами, - заявила «АиФ» Елена Лукьянова, член Общественной палаты РФ. - Налицо массовый характер таких преступлений и огромное число потерпевших. Кроме этого необходимо призвать к общественной и моральной ответственности сотовых операторов». С учётом развития современных технологий поставить заслон на пути таких мошенничеств - дело желания и сравнительно невысоких затрат. Но, если этого не происходит, значит, ситуация кому-то выгодна?
Интернет-опрос «АиФ»
Сталкивались ли вы с мобильными мошенниками?
- Да, но никак не реагировал - 61% (399 голосов)
- Да, и потерял деньги - 19% (126 голосов)
- Нет - 20% (129 голосов)
Всего голосов: 654
Опрос проводился на сайте WWW.AIF.RU