Примерное время чтения: 4 минуты
1189

Катастрофа в Мексиканском заливе - «гигантская месть за наркоманскую привязанность Америки к нефти»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Где отдохнуть летом в России 19/05/2010

Взрыв на нефтяной платформе, которую в Мексиканском заливе эксплуатировала компания «Бритиш Петролеум», произошёл 20 апреля. Погибли 11 человек, сама платформа после 36-часового пожара затонула. С тех пор из скважины на глубине 1,5 км постоянно хлещет нефть. По одним оценкам, за сутки выливается 5 тыс. баррелей (около 700 тонн), по другим - до 100 тыс. (14 тыс. тонн). Нефть пробовали ограждать, выжигать, собирать с помощью сорбентов и даже накрывать скважину гигантским саркофагом. Всё без толку.

Сценарий не был предусмотрен

«Технология «разлилось - тут же собрали» годится лишь в первые 3-4 часа после аварии, - поясняет Станислав Мещеряков, зав. кафедрой промышленной экологии РГУ нефти и газа имени Губкина. - Уже через сутки ситуация усложняется: тяжёлая нефтяная масса опускается на дно, поэтому ставить боны (плавучие заграждения. - Ред.) бесполезно. Сейчас на нефть в Мексиканском заливе пытаются сыпать любые сорбенты, лишь бы собрать её, вывезти на полигон и там как-то переработать. Даже объявили сбор человеческих волос и шерсти животных, которые легко впитывают жир. Всё это глупости. На такие объёмы не хватит ни сорбентов, ни микроорганизмов, расщепляющих нефть. Фонтан можно заткнуть, только если пробурить вторую скважину под углом - попасть в уже имеющуюся дыру и залить её раствором тяжёлых солей».

В чём же причины катастрофы? До сих пор неясно. На скважине не сработал превентор - специальное устройство, перекрывающее её в случае аварийной ситуации. Выявлены ещё несколько неисправностей, которые требовали экстренного завершения бурения. Например, дефекты в гидравлической системе, в источниках электропитания. А ранее выдвигалась версия, что платформу взорвал пузырь метана, поднявшийся из скважины.

«Не зря аварию в Мексиканском заливе называют «нефтяным Чернобылем». Она беспрецедентна по своим масштабам, - утверждает  Мещеряков. - И именно поэтому с последствиями не могут справиться - такой сценарий просто не был предусмотрен в проекте».

Плохой хозяин

Также в проекте не было предусмотрено дистанционное управление скважиной, в том числе возможность её перекрытия с берега. Скажем, в Бразилии или Норвегии такое просто невозможно: там дистанционное перекрытие предусмотрено законодательством.

«В этих странах требования к нефтяным компаниям, работающим на шельфе, очень жёсткие. А в США - нет. Так что им необходимо пересмотреть своё законодательство, если они не хотят повторения подобных экологических катастроф, - убеждён Анатолий Дмитриевский, директор Института проблем нефти и газа РАН. - Что касается России, то мы лучше застрахованы от таких аварий, чем американцы. Во-первых, у нас самое требовательное в этом плане законодательство. Во-вторых, в России нет добычи на столь больших глубинах. Думаю, «Бритиш Петролеум» ждут не только огромные финансовые затраты, им придётся убеждать мировое сообщество, что они сделали всё возможное для ликвидации последствий и что они используют современные технологии».

По мнению Владимира Чупрова, руководителя энергетической программы «Гринпис России», сейчас в нефтяной отрасли не существует технологий, которые бы на 100% гарантировали, что подобные катастрофы не произойдут: «А когда они происходят, оказывается, что нет и технологии по локализации нефтяных разливов и ликвидации последствий аварий столь глобального масштаба». Что же получается? Пробурить в земле дырку и обогащаться за счёт недр - на это хватает и ума, и технологий. А вот как устранить последствия в случае ЧП, об этом не подумали. Причём это касается не только добычи нефти - аварии происходят и на газопроводах, а уж про угольные шахты сейчас и говорить не стоит.

События в Мексиканском заливе лишний раз показали: человек мнит себя хозяином природы, но не несёт перед ней никакой ответственности. А ведь хороший хозяин должен быть заботлив и бережлив. Президент США Барак Обама уже потребовал от нефтедобытчиков разъяснений по поводу компенсации нанесённого ущерба. А британская газета «The Times» без обиняков написала, что эта катастрофа - «гигантская месть за то, что президент Буш назвал наркоманской привязанность Америки к нефти». Какие уж тут высокие технологии...

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (9)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах