Уголь за копейки
— На 80% «Распадская» принадлежит офшорной кипрской компании Corber Enterprises Limited, — рассказал «АиФ» Никита Кричевский, профессор, доктор экономических наук. — Для чего это сделано? Во-первых, чтобы скрыть информацию о владельцах. Кто конкретно владеет кипрской Corber Enterprises Limited, сказать невозможно (офшорные компании эти данные не разглашают). Известно лишь, что «Распадская» контролируется группой компаний «Евраз» (она обеспечивает углем металлургические комбинаты группы). И можно предположить, что среди крупных собственников «Евраза» — такие известные олигархи, как Роман Абрамович и Александр Абрамов.
Вторая причина регистрации предприятия в офшоре — уход от налогов. Счётная палата в процессе проверки угольной отрасли выяснила, что порядка 80% экспорта в России осуществляется с использованием офшорных схем по ценам, отличающимся от мировых на 30-54%. То есть сырьё, добываемое непосильным шахтёрским трудом, из страны уходит за копейки. По специальному контракту офшорная компания покупает уголь в России по 30 долл. за тонну, а продаёт на мировом рынке по цене 54 долл. за тонну. Получается, что 24 долл. банально оседают в кармане владельца офшорного посредника. Далее часть этих денег он может направить обратно в Россию — в виде иностранного кредита, например, и выплачивать сам себе проценты. Эти проценты затем приплюсовываются к себестоимости продукции. По закону такая финансовая операция позволяет (в данном случае повторно, так как первый раз налогов заплатили меньше, когда продали сырьё по заниженной цене. — Ред.) уменьшить сумму налогов в госказну. Происходящее на «Распадской» напоминает эту схему. В 2007 г. владеющая ею компания взяла в долг 300 млн долл. у некой ирландской Raspadskaya Securities Ltd (владельцы даже не стали утруждать себя придумыванием какого-то другого имени для «кредитора»), и теперь до мая 2012 г. 4,1 тыс. работников одного из крупнейших угольных предприятий страны будут работать исключительно на возврат этих средств.
Не согласен? Вон!
В том числе благодаря офшорным манипуляциям владельцы крупнейших шахт в стране строят самые большие в мире яхты, платят по 50 тыс. долл. за ужин, купают девок в бассейнах с шампанским. А её работники из-за этих же манипуляций не вылезают из-под земли, чтобы прокормить семью и выплатить кредиты, взятые на покупку элементов «нормальной жизни»: стиральной машины, холодильника, телевизора. В общем, чтобы свести концы с концами и накормить своих детей.
— При этом хозяева угольного бизнеса относятся к своим рабочим ничуть не лучше, чем в Средневековье, — возмутился вместе с «АиФ» Олег Шеин, зампред Комитета по труду и соцполитике Госдумы РФ. — Они для них — лишь инструмент извлечения прибыли. Недовольны? Выкинем — найдём других.
И — прямо выругаться хочется — ведь находят. На «Распадской» на одно вакантное место — шесть желающих. При таком раскладе хозяева чихать хотели на какую-либо соцответственность. О повышении зарплаты даже сейчас, после трагедии, которая показала, в каких тяжёлых условиях живут шахтёры, речь не идёт.
— На период простоя мы будем выплачивать полную зарплату, а не две трети, — заявила нам Галина Ковальчук, пресс-секретарь ЗАО «Распадская угольная компания». — Средняя зарплата составляет у нас 31 тыс. руб. Пересмотр структуры зарплаты (чтобы оклад составлял большую часть. — Ред.) или её повышение не обсуждается.
P. S. Как рассказал «АиФ» Никита Кричевский, после публикации его доклада «Пост-пикалёвская Россия», где было подробно описано офшорное настоящее российского бизнеса, руководство вызвало к себе олигархов и настойчиво порекомендовало в кратчайшие сроки вернуть собственности российскую прописку. С той встречи прошло более полугода. Ни одно предприятие из офшора не вернулось. Принудить олигархов к этому шагу не удалось, по мнению экспертов, потому, что они работают под прикрытием крупных российских чиновников, которые имеют свою долю в офшорных компаниях. Но их фамилии также надёжно укрыты офшорной тайной.
Россия в «лидерах»
По данным экспертов угольной промышленности, больше всего шахтёров гибнет в Китае — примерно