Примерное время чтения: 7 минут
190528

Последнее пике. Разбившийся в Казани «Боинг» был технически исправен

МАК: Отказов систем «Боинга» не зафиксировано

Межгосударственный авиационный комитет (МАК) отчитался о предварительных результатах расшифровки данных одного из «чёрных ящиков» самолёта «Боинг 737-500» авиакомпании «Татарстан», потерпевшего катастрофу в аэропорту Казани.

Речь идёт о бортовом параметрическом самописце, который фиксирует работу всех систем и технические данные полёта. Поскольку катастрофа произошла фактически на территории казанского аэропорта, поиски «чёрного ящика» не заняли много времени, и он был немедленно доставлен в Москву, где с ним стали работать эксперты.

Работа над изучением всех параметров полёта будет продолжаться в течение продолжительного времени, однако предварительные данные были опубликованы МАК 19 ноября.

Главный вывод экспертов на данный момент — силовые установки работали вплоть до столкновения самолёта с землёй; разовых команд, характеризующих отказы систем и агрегатов самолёта и двигателей, по результатам предварительного анализа, не выявлено.

По версии экспертов, основанной на имеющихся на текущий момент сведениях, членам экипажа не удалось зайти на посадку в соответствии с нормативами, после чего, оценив положение самолёта относительно взлётно-посадочной полосы как непосадочное, они доложили об этом диспетчеру и попытались уйти на второй круг. Перед уходом на второй круг экипаж отключил один из автопилотов и перешёл на полёт в ручном режиме.

При уходе на второй круг самолёт начал набирать высоту, выпущенные шасси были убраны. Двигатели работали нормально, режим был близок к взлётному, угол тангажа составлял около 25°. При этом скорость уменьшилась со 150 до 125 узлов, а лайнер достиг высоты 700 метров.

Как отмечают эксперты, до этого момента не зафиксировано воздействия пилотов на штурвал. Однако затем, согласно сухим строчкам отчёта, «экипаж начал управляющие действия колонкой штурвала по переводу самолёта в пикирование, которое привело к прекращению набора высоты, началу снижения самолёта и росту приборной скорости».

«Боинг» свалился в пике, в течение 20 секунд разогнался до скорости в 450 км в час и столкнулся с землёй под углом 75 градусов, то есть практически вертикально.

Объяснить действия пилотов может речевой самописец

Публикация предварительных данных расследования МАК вызвала довольно нервную реакцию в среде пилотов. Лётчики крайне болезненно реагируют на заключения экспертов, свидетельствующие, что причиной катастрофы явился так называемый «человеческий фактор», под которым чаще всего подразумеваются действия экипажа. Между тем итоги расследования самых крупных авиакатастроф последнего времени, например, в Перми и Петрозаводске, свидетельствовали именно о том, что главной причиной трагического исхода становились ошибки лётчиков.

Впрочем, однозначно говорить о том, что катастрофа в Казани произошла вследствие неправильных действий экипажа, пока рано. Главный вопрос, который сейчас обсуждается в профессиональных кругах и на авиационных форумах — по какой причине «Боинг» на высоте 700 метров был введён в пике?

Ответа на этот вопрос пока нет. Среди возможных версий высказывается и такая: произошло заклинивание штурвала в положении пикирования. Правда, скептики возражают — а что вообще заставило лётчиков начать снижение с высоты 700 метров, отодвигая штурвал в положение «от себя»? Ещё одна версия — потеря пространственной ориентировки пилотами. Грубо говоря, лётчики в условиях тёмного времени суток и облачности на несколько секунд потеряли землю и ошибочно направили самолёт в губительное пике. Оппоненты возражают: по данным «чёрного ящика», экипаж до последнего момента не попытался выправить ситуацию, хотя ошибка должна была стать очевидна, тем более что самолёт оснащён системой предупреждения об опасном сближении с землёй.

По данным руководства авиакомпании «Татарстан», командир экипажа разбившегося «Боинга» Руслан Салихов до рокового полёта не имел опыта ухода на второй круг при посадке.

Более полную картину происшедшего может дать расшифровка данных второго «чёрного ящика», который регистрирует переговоры пилотов. Однако найти записи речевого самописца пока не удаётся. По одной из версий, её выбросило из корпуса «чёрного ящика» при ударе об землю. Поиск её среди обломков самолёта продолжается.

Российской авиации не хватает авиаторов

Пресловутый «человеческий фактор» прямо вытекает из обостряющейся с каждым годом в российской авиации проблемы дефицита лётных кадров.

Ежегодный рост перевозок в гражданской авиации России достигает 14 процентов. Чтобы обеспечивать этот рост и компенсировать уход из профессии лётчиков, достигших предельного возраста, России нужно ежегодно вводить в лётный состав не менее 1000 молодых пилотов (некоторые эксперты удваивают это число). При этом на сегодняшний день из российских училищ гражданской авиации ежегодно выпускается не более 500 пилотов.

До поры до времени разницу удавалось компенсировать за счёт перехода в гражданскую авиацию военных лётчиков, однако этот резерв практически исчерпан.

Выпускники училищ гражданской авиации сегодня расхватываются крупнейшими авиакомпаниями страны ещё в свою бытность курсантами.

Нельзя сказать, что государство ничего не предпринимает — в последнее время улучшилась учебная база, увеличен набор курсантов. Однако разрешить проблему коренным образом пока не получается — не хватает инструкторов, зарплата которых на порядок ниже, чем у действующих пилотов.

Кроме того, нарушен цикл подготовки пилотов. Если в советское время курсант-выпускник начинал профессиональную карьеру с Ан-2 и постепенно, шаг за шагом, подходил к управлению большими авиалайнерами, то сейчас в кресле второго пилота «Боинга» он может оказаться сразу после училища, а командиром становится порой всего через год – два. Соответственно, современные командиры «Боингов» по своему профессиональному опыту не идут ни в какое сравнение с предшественниками, что в нештатных ситуациях зачастую сказывается роковым образом.

Звучит анекдотично, но относительно недавно одна из ведущих российских авиакомпаний проводила акцию, в рамках которой пилот, приведший на работу друга, мог рассчитывать на вознаграждение в 200 тысяч рублей. Смех смехом, но таким образом на работу были приняты около 20 новых лётчиков.

Дефицит пилотов приводит к тому, что лётчики вынуждены работать на пределе своих возможностей, что тоже не способствует повышению безопасности полётов. Так что предложения авиакомпаний о приёме на лётную работу «гастарбайтеров» из других стран — это практически крик отчаяния. Проблема лётных кадров требует скорейшего решения, в противном случае новые трагедии неизбежны.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (12)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах