Все остальное население отменно крутит педали, невзирая на пол и возраст.
Страна на колесах
Детишки сначала катаются с родителями, а лет с двенадцати ездят самостоятельно в школу и в спортивные секции, если те находятся сравнительно недалеко.
Подростки в шестнадцать лет пересаживаются на мопед, а в восемнадцать получают водительские права, но велосипед не забрасывают, продолжая ездить на нем на близкие расстояния.
Старики ездят на велосипедах в бары, где играют в карты, смотрят футбол и точат лясы часы напролет. Старушки ездят на дамских велосипедах с низкой рамой за ежедневными покупками – и в магазин, и на рынок. Для этого над передним колесом обычно бывает подвешена корзина, куда удобно поставить сумку или сложить несколько небольших пакетов.
Мужчины и женщины средних лет в силу максимальной занятости и тотального цейтнота пользуются велосипедами меньше всех, но и они не исключение из общего правила.
Охота пуще неволи
Иными словами, велосипед – неотъемлемая часть итальянской жизни, будь то в провинции или же в большом городе. Это самый простой способ быстро покрыть небольшое расстояние, не потратив при этом ни цента на бензин и не мучаясь проблемой парковки. Впрочем, некоторые итальянцы так любят велосипед, что готовы ехать на нем хоть на край света. Так, 64-летний Роберто С. покрывает на своем стареньком дребезжащем велике расстояния в полсотни и более километров в один конец, да еще по холмам, а 40-летний Марко Б. и вовсе ездит на велосипеде в отпуск, причем вовсе не в соседнюю деревню, а на другой конец страны и даже на островные ее части.
Да, любовь к велосипеду перебить трудно, порой даже состояние здоровья не останавливает итальянца. Милая и доброжелательная синьора Инес Н. как-то раз крепко поссорилась со своими внуками: те запретили ей ездить по городу одной.
«Они думают, что я заблужусь?! Да я всю жизнь здесь прожила!» – возмущалась почтенная дама. Детей же беспокоило другое: они боялись, что бабушка Инес в свои 92 года упадет где-нибудь на улице и что-нибудь себе сломает. Стороны пришли к компромиссу: старушка пообещала не выезжать на велосипеде одна, а в качестве компенсации ей был куплен велотренажер.
Тренировка не спеша
Все вышесказанное относится к той части населения, которую можно обозначить как «бытовые велосипедисты».
Потому что в Италии есть еще и другой тип: «спортивные». Это юноши, мужчины средних лет и пожилые люди (женщин в этой категории сравнительно мало), которые увлечены велосипедом не только как средством передвижения, но и как спортивным атрибутом.
Их двухколесные друзья выглядят иначе, нежели старенькие велики для каждодневного пользования. Они начищены до блеска, у них фирменные запчасти, а стоят они порой дороже простенького «Фиата». Экипировка подбирается соответствующая: шипастая обувь, защелкивающаяся на педалях, яркое трико из специальных тканей, надежная каска.
В таком наряде «спортивный» велосипедист едет кататься – точнее, тренироваться – на дальние трассы и может легко покрыть за день сотню-другую километров.
Кто-то делает это просто из удовольствия, кто-то преследует конкретную цель: подготовиться к велопробегу. Их на территории Италии ежегодно проводится множество на любой вкус и любой степени сложности.
Впрочем, если итальянец говорит, что тренируется, то это вовсе не означает его участия в каком-то соревновании в текущем году. Эта нация никуда не торопится, так что заезд может случиться когда угодно. Так, 56-летний Франческо Д. семь сезонов ездил по холмам в полной амуниции, прежде чем решился неофициально поехать вслед за соревнующимися – чтобы посмотреть, достаточно ли он подготовлен. Только осуществив это, Франческо подал заявку на официальное участие в следующем велопробеге.
Печальная сторона вопроса
Есть, конечно, и проблемы. Главная из них – опасность попасть в аварию. Количество ДТП с участием велосипедов составляет в Италии почти 5% от общего числа происшествий, а уж о смертности и говорить не приходится. Например, 2011-й год был суров с любителями крутить педали: по официальной статистике, за год на дорогах этой сравнительно небольшой страны погибло 282 велосипедиста, что на целых 7,2% больше по сравнению с предыдущим годом. По части велосмертности Италия сегодня занимает второе место в Европе – ее опережает только Германия, где показатели выше в полтора раза.
С одной стороны, не на всех дорогах имеются велосипедные дорожки. С другой – не все велосипедисты утруждают себя движением по такой дорожке. А поскольку каски никто из бытовых велосипедистов, как правило, не использует, печальные последствия предсказуемы.
С таким положением дел борются. Издаются целые брошюры о том, как ездить на велосипеде по городу и избежать аварии. Советы даются простые и очевидные, сводятся они, по большей части, к тому, чтобы использовать каску и адекватно вести себя на дороге. Но, судя по статистике велоаварий, просвещающие брошюры особого эффекта не производят.
Как бы то ни было, количество велосипедов на дорогах Италии увеличивается с каждым днем. Отчасти в этом, конечно же, виноват финансовый кризис и непомерно высокие цены на бензин (самые высокие в Европе). Но в большей мере – консерватизм итальянцев. А потому страна будет крутить педали сегодня, как делала это вчера, позавчера и позапозавчера.