Известный телеведущий, автор психологических книг и собственного направления «психофилософия» Андрей Максимов ответил на вопросы «АиФ».
«Чё ты злой такой?»
Ольга Шаблинская, «АиФ»: Андрей Маркович, может ли развить в себе доброту человек, если он злюка по натуре? Время нелёгкое, в воздухе витают раздражение, агрессия...
Андрей Максимов: Есть хорошая американская пословица: не надо чинить то, что не поломалось. Если человек не понимает, что он «поломался», лечить его — бесполезная история. И совсем другая, если человек осознаёт, что он злюка, и его это не устраивает. Кстати, а злюка — это что, по-вашему?
— Вы перечисляете признаки раздражённого человека. В нашем восприятии злой — это раздражительный. А если раздражительный человек даёт миллионы детям-сиротам, мы по-прежнему будем считать его злым только потому, что он вечно срывается на других?.. В основе любого негативного восприятия действительно, в том числе и раздражения и «злюкости», всегда лежит неудовлетворённое желание. Оно может быть глобальным: я живу не так, как хочется. А может быть мелким: я хочу есть. У меня есть знакомая супружеская пара. Жена — учёный, у неё работа на кафедре длилась до ночи. Она входила в подъезд, шла к почтовому ящику, чтобы вынуть почту, а муж ей там оставлял бутербродик. Он знал: когда супруга голодная, она раздражительная. Но вот она съест бутербродик, пока поднимается по лестнице, и не будет такая злая. Класс! Я, например, знаю про себя: мне нельзя принимать решения на голодный желудок. А съем цветной капусты — и картина мира поменяется. Есть люди, которые безумно злы, когда не выспятся. Или, может быть, ты раздражительный из-за того, что живот болит. В общем, надо знать, неудовлетворение каких желаний тебя раздражает... Но если человек понимает, что он злой, и когда поел, и когда голодный, и когда выспался, и когда не выспался, то, значит, есть у него есть какое-то серьёзное неудовлетворённое желание. Например, он одинок, но сломать эту ситуацию не может.
— Вы заговорили про одиночество... Сваха Роза Сябитова считает: люди вступают в отношения ради удовольствия, не понимая, что брак — это работа.
— Бред абсолютный! Люди всюду хотят идти за удовольствием. Или вы хотите 8 часов работать в редакции, а потом ещё 8 часов — дома с мужем над отношениями? Удачи вам! А я так не хочу. Вообще одиночество и любовь — это разные вещи. Любовь — это то, что нельзя найти, любовь тебя сама находит. А вот если ты здоров, не стар и одинок, это твоя вина, а не беда. Одиночество — это то, с чем можно бороться.
— Звучит очень ободряюще. Но только как бороться?
— Ко мне на консультацию пришла красивая девушка лет 25. Говорит: «Я вот сижу дома, смотрю в окно, никто меня не понимает, не любит». Я спрашиваю: «Выйти не пробовали?» Отвечает: «Куда, чего, с кем?» Надо понять для начала: мы сами создаём тот мир, в котором мы живём.
Есть три шага для выхода из одиночества. Во-первых, ты должен осознать, что одиночество тебя достало. Должен честно себе сказать: «Я больше так не могу». Во-вторых, ты должен быть готов выйти из своей норы и идти в люди, поменять одиночество в пустыне на одиночество в толпе. Потому что одиночество в толпе перспективно, а одиночество в пустыне — нет. Третий шаг: пользоваться всякой возможностью бывать там, где есть люди, — кино, клубы, дни рождения. Часто те, кто хочет бороться с одиночеством, выходят из дома, идут в ночной клуб, стоят там в углу, а потом говорят: «Полная ерунда!» Надо понимать: это и не получится сразу, это может очень долго не получаться, но... другого пути нет! Эти три шага — как лотерейный билет. Если ты его не купил — не выиграешь. Если купил — у тебя появился шанс. Не гарантия, но шанс.
Школа — каторга
— На последних съёмках «Дежурного по стране» Михаил Жванецкий сказал: «Дети — это ещё не люди». Вы с ним горячо спорили...
— У меня сейчас должна выйти книжка «Родители как враги». Один из главнейших принципов психофилософской педагогики: дети — это люди. Когда перед вами стоит вопрос, делать ли что-то по отношению к ребёнку или нет, спросите себя, сделали бы вы это по отношению к взрослому. Например, муж субботу проводит дома на диване, читая газету и потягивая пиво. Вы можете ему сказать: «Пойди лучше подыши, это полезнее будет». Понятно, что он ответит. А почему вы ребёнка гоните от компьютера на воздух? Он не человек, что ли? Если бы дети поступали с нами так, как мы с ними, мы сошли бы с ума через час. Если бы они заставляли нас есть не то, что вкусно, а то, что полезно, если бы заставляли нас ходить на секции, которые нам не нравятся...
— Теоретически мне нравится то, что вы говорите. Но моя дочь, если её не отвлекать от компьютерных игр, будет сидеть круглосуточно — я однажды поставила эксперимент...
— Чтобы отвлечь ребёнка от компьютера, надо помочь ему в 5-7 лет (так считал Песталоцци, великий швейцарский педагог) найти своё призвание. Ребёнок, у которого оно есть, за компьютером не торчит.
— Дочке уже 12. Что делать?
— Искать. Самим. Школа тут, как правило, не помощник. Мы отдаём ребенка в школу — на самом же деле мы отдаём его на каторгу. Наша школа школой не является, потому что она не учит детей учиться. Она не объясняет им, что учение — это хорошо. Это первое. Второе: она не помогает им найти призвание. Значит, это должны сделать родители.
Дорогие читатели, если у вас есть вопросы к психофилософу Андрею Максимову, присылайте их автору статьи на адрес shablinskaya@aif.ru.