Многим людям бывает сложно отказывать в том, о чём их просят другие — начальник, коллега или кто-то из близких людей. Не сумев вовремя сказать «нет», человек вынужден делать то, что ему совершенно не хочется, и в результате у него возникает раздражение, обида или злость.
О том, как научиться говорить «нет», рассказывает клинический психолог и семейный системный психотерапевт Центра психосоматической медицины и психотерапии «Алвиан» Мария Самоцветова.
Такая ситуация никому не идёт на пользу: в этом случае страдает и сам человек, и та задача, которую он вынужден делать против своей воли.
О личных границах
Отказ может быть вежливым или грубым, резким или мягким, но любой отказ — это всегда ответ человека на нарушение его личностных границ. Мы говорим «нет», когда не хотим что-то делать, но по сути мы отказываем тогда, когда кто-то вторгается в наше личное пространство и нарушает наши границы.
В нашей стране в течение 70 лет ни о каких личностных границах речи не было: все могли совать нос в чужие дела, в чужую семью, в воспитание чужих детей. По этой причине вопрос о том, как научиться отстаивать своё личное пространство и говорить «нет» (а отказ — это один из способов отстоять свои границы), в настоящее время волнует многих россиян.
Чтобы научиться правильно отказывать, для начала необходимо понять, почему вообще возникает такая проблема. Произносить слово «нет» умеют все. Но твёрдо сказать это слово, когда надо кому-то отказать, многие не решаются. Что же останавливает безотказных людей и как всё же научиться говорить «нет», чтобы не обидеть собеседника, или чтобы не чувствовать себя виноватым, или чтобы тебя услышали и поняли? Для начала попытаемся понять, что именно мешает вам отказывать.
Очень часто люди боятся говорить «нет». Такая реакция абсолютно нормальная: люди не любят ссориться и конфликтовать, даже когда бывают с чем-то не согласны. Объяснение этому тоже кроется в историко-культурных особенностях нашего народа: в оборотах русской речи постоянно проскальзывают поговорки, которые говорят о том, что бороться за свои личные границы — это плохо. Например: «кто не с нами — тот против нас», «дружно — не грузно, а врозь — хоть брось», «один за всех — все за одного». Наша социальная структура построена вертикально, и такое неравноправие, которое на всех уровнях выражается в вертикали власти «начальник — подчинённый», также усугубляет проблему отказа: люди боятся говорить «нет», потому что это может привести к конфликту.
Умение правильно отказывать полезно не только в служебных, но и в бытовых отношениях. Этому навыку можно научиться.
Пошаговая инструкция
Шаг первый: обдумайте ситуацию.
Если вы в определённой ситуации не можете сказать другому человеку «нет», подумайте о том, что должно произойти, чтобы вы ему всё-таки отказали? Например, на работе вы и так работаете за троих, а начальник хочет поручить вам ещё одно сверхурочное задание. Сколько ещё сверхурочных заданий вы готовы на себя взвалить, пока не лопнет ваше терпение? Или, например, муж на вас постоянно кричит, но вы не можете от него уйти. Что должно произойти, чтобы вы наконец смогли это сделать? Он должен поднять на вас руку? То есть необходимо понять, где находится та граница, за которой вы уже не будете терпеть то, что вам не нравится, и точно сможете отказать.
Шаг второй: подберите для отказа правильные слова.
Лучше всего использовать для отказа «я‑сообщения» — предложения, которые начинаются со слов «я», «мне», «для меня»: «я не хотел бы...», «мне это не нравится», «для меня это неудобно». После этого необходимо привести какие-то факты, которые объяснят причину отказа. Например: «Я не могу этого сделать, потому что у меня сейчас много других задач». После этого нужно предложить взамен что-то своё: «Я не буду делать всю эту работу, потому что ..., но я могу сделать небольшую часть этой работы».
Шаг третий: привыкайте отказывать по мелочам.
Для тренировки отказа будет полезно следующее упражнение. Начните несколько раз в день говорить «нет», отказываясь от каких-то мелких и незначительных предложений: от рекламных листовок на улице («нет, спасибо!»), от предложения выпить кофе с коллегой («спасибо, я не хочу»), от рекламных товаров в магазине («спасибо, мне это не надо»). Такая тренировка поможет вам почувствовать, что вы ВПРАВЕ отказывать другим. И это не только ваше право, но и ваша обязанность — заботиться о своих личностных границах. А если кто-то посягает на эти границы, пытаясь нагрузить вас лишней работой или дополнительными обязанностями, вы имеете полное право отказаться.
Шаг четвёртый: попытайтесь понять, что же вы хотите на самом деле.
Практически все люди понимают, что они не хотят делать, но немногие знают, чего же они хотят на самом деле. И это тоже мешает им говорить «нет». Например, если вы не хотите работать в этой компании, жить в этой квартире или с этим мужчиной, сформулируйте для себя, где же вы тогда хотите работать, где и с кем жить. Чётко понимать свои желания — это очень полезный навык, который помогает говорить «нет». Понять свои желания поможет составление списков: очень полезно каждое утро составлять для себя список, что вам хочется сегодня, а что в ближайший год. Или что хочется получить от жизни в целом. В этом случае вы сможете сопоставлять любые попытки нарушить ваши личностные границы с этим списком, и тогда отказать кому-то будет несложно.
Шаг пятый: старайтесь добиваться взаимопонимания.
Отказ может привести к конфликту в тех случаях, когда после слова «нет» появляется недопонимание. Например, вы попросили коллегу что-то сделать, а он делать этого не хочет, но думает, что вы должны догадаться о его нежелании это делать. Вы не догадались, и в результате он делает это против своей воли и копит на вас обиду, так возникает конфликт. Поэтому очень важно всегда прояснять свою позицию: если вам хотят что-то поручить, а вы этого не хотите, нужно открыто об этом заявить, пояснить, почему вы этого не хотите, и предложить что-то взамен, как было описано выше. Такая открытая прямая коммуникация — главный ключ к тому, чтобы научиться правильно отказывать и правильно принимать отказ другого.
Шаг шестой: учитесь отказывать руководителю.
Это, пожалуй, самое трудное. Подчинённые часто не хотят отказывать начальнику из-за различных страхов: страха потерять уважение, не получить премию или повышение, быть уволенным, получить выговор. Но на самом деле руководителю тоже можно говорить «нет», но делать это нужно правильно. Если вы хотите отказаться от того, что вам хочет поручить руководитель, не спешите это делать сразу же, как вам сообщили эту новость. Для начала возьмите паузу и попросите разрешения подумать об этом 15–30 минут. Выйдя из кабинета начальника, сделайте несколько глубоких вдохов, соберитесь с мыслями и обдумайте приблизительный план, как отказать. После этого возвращайтесь и говорите аргументированно в соответствии со схемой, описанной выше: «Я не могу взяться за это, потому что... Если я возьму на себя ещё и это, пострадает всё сразу. Но я могу сделать часть того, что вы хотите мне поручить».
Важно понимать, что отказывать руководителю нужно своевременно — если вы согласитесь на предложение, которое вас не устраивает, но потом будете злиться и на себя, и на начальника, от этого пострадают и качество работы, и ваши отношения с руководителем.