Когда человек боится летать, фраза «пристегните ремни» для него равносильна устрашающей «мы падаем». Мечтая справиться с собственным страхом, аэрофобы часто используют алкоголь или успокоительное, но это далекое не самые лучшие и действенные методы. Как успокоить себя, оказавшись на борту самолета, рассказывает психолог Мария Меркулова.
Метод № 1. По дороге в аэропорт, в зале ожидания или в самолете возьмите блокнот и записывайте признаки тревоги у других. Просто наблюдайте и отмечайте, взволнованы ли люди, испытывают ли страх, переживают ли какие-либо отрицательные эмоции? Этот же метод можно использовать при посадке.
Метод № 2. В аэропорту можно использовать «метод сжатого кулака». В опасной ситуации сжимаем кулак (большим пальцем внутрь). При взлете, посадке, нарастании тревог также рекомендуется сжать кулак и наблюдать признаки тревоги у других. Сжимайте его до тех пор, пока не пройдет волнение, не восстановится дыхание и не отпустит тревога.
Метод № 3. Составляем список сигналов, которые свидетельствуют, что ситуация опасная и самолет падает. Например, задымление, выпадение кислородных масок, вода в иллюминаторе, запах дыма. Далее пытаемся определить, какие из этих признаков мы наблюдаем сейчас в реальности. Если вас беспокоит сильная тряска, подумайте, как вы будете отличать обычную турбулентность от состояния, когда самолет падает. Если таких признаков не наблюдаете, то и нет пока оснований впадать в отчаяние. Задайте себе вопрос: Что я буду делать, если все хорошо и нет никаких опасных признаков? Возможно, вы посмотрите фильм, полистаете журнал или включите мультики детям. Вы не можете контролировать полет, но сможете контролировать наступление катастрофы.
Другой вариант антистрессового дыхания — использовать упражнение «глазосердечный рефлекс»: кулаками давим на глаза (до легкого уровня дискомфорта) и дышим.
Метод № 5. Возьмите блокнот и напишите на нескольких листах в каждой строчке фразу: «Повышенный контроль приводит к потере контроля! Повышенный контроль приводит к потере контроля!» Спросите себя: насколько вероятна ситуация, что к полету допустят человека, который не является профессионалом, либо самолет хотя бы с малейшими признаками неполадок? Насколько вероятно, что командир и экипаж также ничего не заметят или допустят это осознанно? Действительно ли вы, пытаясь взять контроль над полетом, будете делать это лучше, чем специалисты в данной области? Вы верите в это? Насколько правдоподобно это выглядит? Помните, что когда мы пытаемся контролировать все, на самом деле мы не контролируем ничего.
Метод № 7. Не принимайте алкоголь, чтобы уменьшить страх. Он снизит критику к своему состоянию, возможно, даже повысит вероятность сна во время полета, но не даст вам главного: эмоционального опыта переживания сложной ситуации, с которой вы справились успешно. Каждый ваш совершенный полет и положительный опыт борьбы со страхом — это вклад в следующий полет, который будет спокойным и, возможно, даже приятным.