А раз так, к критике стоит относиться как можно спокойнее и реагировать на нее правильно.
Существует три основных вида критики, и на каждый из них следует реагировать соответственно, считает психолог Галина Ярыгина.
Несправедливая критика
Ваш начальник или коллега проснулся явно не в духе и решил сорвать на вас свое раздражение. В ваш адрес летят совершенно необоснованные и не слишком конкретные обвинения: «Вы бездарность!», «Сколько раз вам нужно повторять!», «Это безобразие!».
Психологи считают, что к такой критике чаще всего прибегают неуверенные в себе люди, которые стараются таким образом укрепить свои позиции, «нагнать страху», а вовсе не указать вам на ваши ошибки. Ваша главная задача в такой ситуации – докопаться до истинной причины недовольства собеседника. Изложив все, что его не устраивает, он успокоится и перестанет донимать вас, тем более что исправлять в вашем поведении особенно нечего. Спокойно и доброжелательно попросите оппонента привести конкретные примеры вашей «бездарности», «безалаберности» и «забывчивости». Скорее всего, не найдя что ответить, собеседник почувствует себя неуверенно и перестанет поливать вас грязью.
Возможно, причина подобной бури эмоций заключается в каком-то незначительном промахе с вашей стороны – трехминутном опоздании, беспорядке на рабочем столе или слишком продолжительном обеде. В этом случае признайте свою ошибку, и разговор будет исчерпан.
Обобщенная критика
В этой ситуации начальник критикует какой-то определенный недостаток, однако слишком уж обобщает ситуацию. Например: «Вам ничего нельзя поручить! Вы опоздали с отчетом на два дня!». В этом случае стоит признавать только конкретный промах и лучше обосновать его причину: «Да, отчет не был предоставлен вовремя. Это произошло потому, что смежный отдел не предоставил данные». Но, даже если уважительной причины не существует, шеф вряд ли начнет повторять все свои обвинения сначала.
Справедливая критика
Тут лучше всего сразу же признать свои ошибки и рассказать о том, как вы собираетесь их исправлять. Например: «Я очень сожалею о том, что не смог встретиться с этим клиентом. Я непременно перезвоню ему и назначу новую встречу». Хорошо, если вы признаетесь в своей ошибке еще до того, как шеф начнет вас критиковать. Это даст вам шанс избежать слишком большого потока замечаний в свой адрес.