Лечение синематографом — возможно ли оно? Сегодня можно услышать термин «кинотерапия». Как рассказал АиФ.ru кандидат психологических наук, психоаналитик, клинический психолог высшей категории, доцент Алексей Мелехин, такого направления в медицине и метода лечения нет, однако кинематограф может оказывать определенное воздействие на психику человека.
«На самом деле такого направления, как кинотерапия, нет. Но при этом можно сравнить кино и сновидения, для психики то и другое — это некий экран, на котором можно посмотреть что-то и понять какой-то смысл», — говорит Алексей Мелехин.
Фильм как помощь в терапии
Так, например, как отмечает психоаналитик, человек может ходить даже к специалисту и ничего не вынести, а в фильме он может увидеть что-то похожее на свою жизнь, сможет вдруг разобраться с тем вопросом, который его мучает, через этот фильм. «Но тут важно понимать, что каждый человек выбирает фильм в зависимости от своего внутреннего состояния. Поэтому выбранное кино можно назвать индикатором психического самочувствия», — говорит психоаналитик.
Однако следует понимать, что людям, страдающим от психических недугов, депрессий и т. д., обязательно нужно обращаться за помощью к квалифицированным специалистам, а не заниматься самолечением, которое может быть опасным, но кино может помочь и стать сопровождающим фоном в психотерапии.
Например, в рамках просмотра фильмов нередко происходит такой феномен, как катарсис. «Это может выглядеть как следующая ситуация: человек вообще по жизни не плачет, а тут увидел фильм или мультик и буквально разревелся, то есть происходит высвобождение. Чего угодно: эмоций, переживаний каких-то, того, что в реальности закрыто, а человек не дает в повседневной жизни этому выхода», — объясняет Алексей Мелехин.
Фильмы от печали
Нередко кино используется как способ избавления от грусти. Конечно, тут не идет речь о клинических проявлениях депрессии. «Если в состоянии грусти и тоски человек смотрит фильмы, то это преимущественно фильмы, которые выполняют функцию доработки какого-то вопроса, непонимания», — говорит Алексей Мелехин.
Веселые фильмы и мультфильмы люди в подавленном состоянии редко смотрят, но если их и выбирают, то как способ переключения внимания, как говорит психоаналитик. «Они выполняют функцию вытаскивания, но при этом стоит понимать, что вытаскивание насильственное», — говорит Алексей Мелехин.
Есть такие фильмы, как, например, «1+1», они нацелены на то, чтобы уйти от депрессивного реализма, сформировать у себя некую гибкость. «Такие фильмы хорошо показывают метафору: есть лист бумаги, ставим на нем жирную точку, однако надо развить в себе умение смотреть шире, а не только на нее, видеть весь лист бумаги — это тоже надо уметь. И такие фильмы показывают, что в нашей жизни есть такая жирная точка, но надо попробовать по чуть-чуть переключаться, не пытаться, а действительно видеть, что же есть еще помимо. Там же такие мелочи: вот они едят, вот они танцуют. По этим крошкам, по поверхности можно выбраться», — отмечает психоаналитик.
При этом он подчеркивает, что важно понимать, что все это помогает выбраться из депрессивного состояния, но не разобраться в причинах его появления.
«Действительно, терапия фильмом может быть отличным решением, если это не клиническая депрессия. Фильм может помочь человеку найти ответы на вопросы. Но при условии, что это фильм, который позволяет это сделать», — говорит Алексей Мелехин.
Фильм как индикатор
Так как фильмы, которые смотрит человек, продиктованы его бессознательным, по выбору можно сделать вывод о том, что же его беспокоит в данный момент.
Боевики
«Возьмем, например, боевики. Это некий способ отыгрывания агрессивных стратегий, феномен самурая: хочу где-то заявить о себе, а мне не дают», — говорит Алексей Мелехин.
Мелодрамы
«Мелодрамы — это ключевой вопрос „Кто я как женщина или мужчина?“. Это про отношения: почему у них получается, а у меня нет? Тут определяются эти моменты и то, как их решать», — говорит Алексей Мелехин.
Ужасы и триллеры
Если говорить про фильмы ужасов, то это фильмы-метафоры. «Во всех фильмах ужасов скрываются ключевые вопросы человеческого существования: смерть, депрессия, одиночество, что внутри меня, а буду ли я жить. То есть те вопросы, которые человек от себя отводит», — говорит психоаналитик. При этом он отмечает, что именно ужастики позволяют вскрывать страхи человека, которые обычно скрываются.
«Но, если у людей после просмотра кошмаров начинает развиваться тревожный сон, у них развивается ощущение, что за ними кто-то стоит, они продолжают видеть кошмар в реальности, тут следует обращаться к специалисту, потому что стерлась граница между реальным и нереальным», — говорит Алексей Мелехин.
Комедии
«Человек в завуалированном виде может отыграть и воспринять те вопросы, которые у него есть, в форме юмора. Напрямую, например, поговорить о чем-то не может, а через призму шутки и смеха может переварить определенную информацию. Получается, что ему нужен для восприятия такой обходной маневр, как юмор», — отмечает Алексей Мелехин.
Документалистика
Если речь идет про документальные фильмы, посвященные природе, то тут речь идет о людях, которые находятся на пределе, отмечает психоаналитик. «Люди, которые непроизвольно выбирают фильмы про медведей, дельфинов, горилл и т. д., нуждаются в успокоении. Все это позволяет человеку отдохнуть, так как там нет какой-то важной информации для восприятия, но присутствует красивая картинка», — говорит психоаналитик Мелехин.
Специалист подчеркивает, что выбор фильма диктуется логикой бессознательного желания. Он выбирается из-за определенной потребности, которую не всегда человек может себе объяснить. «Причем сегодня мы можем смотреть одно, а завтра это же — уже нет. Или есть импульс, например, поплакать, задающий акцент на том, как бессознательное проявляет себя, и вы будете выбирать фильм, на котором сможете реализовать это», — говорит Алексей Мелехин.
Когда поможет только врач
Конечно же, пытаясь взбодриться или решить какие-то задачи с помощью фильма, важно помнить, что есть пределы, когда уже необходимо подключать специалистов. Так, например, нередки ситуации (и они ярко обрисовываются во многих американских фильмах), когда люди расстаются со своей второй половинкой, а потом несколько дней сидят на кровати с ведром мороженого, просматривая различные сериалы, мелодрамы, рыдая. «Это способ сделать затычку, чтобы восполнить утраченный объект. Но в основном при расставании или потере это длится 2-3 дня, максимум 4, потом человек обычно переключается, а психика ищет обходные маневры, чтобы восполнить чем-то другим», — говорит психоаналитик.
Если же ситуация будет продолжаться дольше, да еще и усугубляться, стоит обращаться к врачам.
Имеются противопоказания, необходимо консультироваться со специалистом