Если одни родители позволяют своим детям смотреть мультфильмы когда и сколько угодно, то другие накладывают строгое табу на мультипликацию. Нужны ли мультики для развития детей, как и когда их можно включать своим чадам, АиФ.ru рассказал кандидат психологических наук, психоаналитик, клинический психолог высшей категории, доцент Алексей Мелехин.
Основные цели
Перед тем как включать ребенку мультфильм, говорит Алексей Мелехин, следует определиться с целями. Надо подумать, какую функцию мультик выполняет.
1. Занять ребенка
«Например, мультик как отвлечение. Мне, родителю, надо что-то делать, я поставлю ребенку мультик, чтобы его занять, чтобы мне можно было решить свои дела», — говорит психоаналитик. Такой подход, отмечает специалист, несет за собой ряд рисков.
«Если мы используем мультик как отвлечение, у нас есть риски того, что у ребенка разовьются такие состояния, как тревожность, неусидчивость, отход от реальности, ему не будет интересен окружающий мир, он все время будет уходить в эту картинку», — говорит Алексей Мелехин.
2. Воспитательно-образовательный контент
«Через мультик можно ребенку что-то привить. Есть хорошие образовательные мультики, например математические. Также можно научить ребенка с помощью анимации, как надо относиться к животным. В общем, решать важные вопросы с помощью нарисованной картинки. Но, естественно, мультик, выполняющий образовательную функцию, выбирать должен сам родитель», — говорит Алексей Мелехин.
3. Эстетическое переживание
«Когда ребенок смотрит мультфильм, у него возникают эмоции, он эти эмоции транслирует в игру, рисование, имитацию какую-то, например может предложить маме и папе что-то поделать, связанное с увиденным», — говорит Алексей Мелехин. И вот тут, отмечает психоаналитик, речь не про некоторые современные мультики, «вспышечные», яркие, с огромными чертами персонажей, с не всегда с первого раза понятными диалогами. «Эти яркие мультики, где герои с большими головами — это все по сути отвлечение. Поэтому основной рекомендацией является следующее: мультик должен быть неярким, нетоксичным, медленным, то есть без быстрой смены кадров», — говорит Алексей Мелехин.
Какие риски избыточного просмотра
Важный нюанс, подчеркивает специалист: мультфильмы следует делить по времени в зависимости от возраста ребенка. «Рекомендуется приобщение ребенка к мультфильмам с возраста трех лет, не раньше, это нижняя граница, в этом случае мультик должен быть коротким — от двух до пяти минут. Причем рядом обязательно должен находиться взрослый», — говорит Алексей Мелехин. Роль взрослого в этой ситуации достаточно проста и однозначна — он должен пояснять все, что происходит на кране, помогать ребенку обыгрывать увиденное, давать ответы на появляющиеся у ребенка вопросы. Постепенно можно будет наращивать время длительности анимационной картины.
«Максимально он должен занимать 20 минут. Если больше, при просмотре стоит делать перерывы. Следующее, что надо учитывать — какой отклик мы хотим получить, образовательный, отвлечение или эстетика? Надо понаблюдать, чтобы мультик не вызывал у ребенка различных тревог, не мешал ему нормально засыпать», — говорит Алексей Мелехин.
Взрослый должен критично подойти к выбору контента для ребенка, отмечает психоаналитик. Ведь если при просмотре мультика будут слишком яркие цвета, непропорциональные персонажи, странные диалоги, то ребенок будет больше зачарован картинкой, а значит перегружен. «Он должен и одновременно усваивать диалоги, и следить за сюжетной линией, и уметь по большей части понять, что и как, запомнить героев, определить их черты, а в такой ситуации ребенок просто не знает, за что зацепиться», — говорит Алексей Мелехин.
Ряд современных мультиков, отмечает психоаналитик, — это отвод от сюжета. Например, если посмотреть, как ведут себя дети в кинозале, можно отметить, что, во-первых, им все время стараются что-то толкнуть в рот, и они привыкают смотреть и есть. Во-вторых, они ерзают, крутятся, все время находятся в состоянии гипервозбуждения из-за резкой смены частоты кадров, говорит специалист.
Как выбирать
Выбирать, какие мультики смотреть, можно совместно. «Есть мультики, которые нравятся ребенку, ну пусть будут, но в подборку, которую вы предлагаете ему к просмотру, можно включить по вашему выбору еще и мультик, например, образовательно-воспитательный, и эстетический. Это могут быть и простые мультики медленные, с плавными движениями, могут быть как советские, так и российские — есть немало современных достойных вариантов», — говорит Алексей Мелехин.
«Есть исследование, что если ребенок плохо спит, имеет трудности в учебе, неусидчив, то ему очень полезно посещение кукольного театра. Также полезны просто детские фильмы», — говорит Алексей Мелехин. Конечно же, отказываться от мультиков не стоит, главное — ориентироваться на своего ребенка и выбирать то, что ему по душе, но с коррекцией, если начинаются проблемы.
Имеются противопоказания необходима консультация специалиста