За последние несколько дней во многих крупных городах случились драки с участием неформальной группировки детей под названием «ЧВК Рёдан» (название пошло от японских мультиков, поклонниками которых считают себя члены группы). Сообщалось, что полиция задерживает всех, кто более-менее на них похож — черные длинные волосы, клетчатые штаны, рисунок паука на одежде. Это вызвало беспокойство у родителей. А что, если ребёнок принадлежит к такой неформальной группе, насколько это опасно? Как предотвратить агрессивные столкновения? Почему некоторые подростки выбирают неформальные объединения, а не идут в официальные, безопасные детские структуры «а-ля пионеры»?
На вопросы aif.ru ответила профессор кафедры возрастной психологии и педагогики Московского государственного психолого-педагогического университета Наталья Авдеева.
Почему подростки стремятся создать неформальные группировки?
Стремление общаться со сверстниками — это главная особенность детей в подростковом возрасте. Причём для них важно не просто общаться со сверстниками, («хорошими детьми», как думают родители), а принадлежать какой-то группе. Иметь некоторое «мы», выделяться. Кто-то идет в волонтёры, а кто-то примыкает к группе по совсем другим признакам, например, чтобы выделяться среди других одеждой, необычным поведением. Родители могут вспомнить, что во время их юности тоже была определённая мода, отличающая подростков. В разных поколениях она была разной и касалась причесок, обуви, одежды, цвета одежды, головного убора. А совсем недавно было модно красить волосы в определённый цвет. Дети считали, что одеваясь, как другие, они каким-то образом себя обозначают, выделяют: «Вот мы, новое поколение, мы выглядим так, нам вместе весело, мы друг друга поддерживаем». Всё это достаточно безобидно. И, конечно, держать подростков дома и не отпускать к сверстникам родителям ни в коем случае не следует.
Но ведь если ребёнок принадлежит к неформальной группировке — это плохо?
Плохо, когда к подростковому объединению начинают примыкать какие-то другие группировки, с каким-то целями, достаточно радикальные. Исследования показывают, что у детей, которые объединяются в такие группы, чаще всего есть общие черты. Либо имеется какое-то неблагополучие в семье — их там не понимают, чего-то требуют от них такого, на что они не способны, словом, они не находят взаимопонимания с родителями и близкими людьми. Либо у них заниженная самооценка, поэтому им очень хочется представить себя через группу, к кому-то присоединиться и тем как бы усилить себя. На этих особенностях детей могут сыграть какие-то элементы, которые присоединятся уже с другими целями. И появится, скажем, мотив не просто выделиться, а противопоставить себя — «хорошим» детям, каким-то другим группам, проявить оппозиционные намерения. Вот в этом опасность. Взрослые могут сказать, например: «Какие вы веселые, замечательные, а давайте мы с вами примем участие... Или что-то такое с вами сделаем». И организовать это «мы». Когда ребёнок в группе, ему труднее осмыслить ситуацию, потому что он идет вместе за другими. Это очень хрупкое состояние, когда ситуация может перерасти в неуправляемую и привести к негативным социальным и другим результатам.
Судя по массовым задержаниям и облавам, группировка «ЧВК Рёдан» очень опасна?
Сам внешний вид детей из «ЧВК Рёдан», их клетчатые штаны, похожие на пижаму, свидетельствуют о достаточно мягком, не агрессивном отношении к действительности. Это могут быть даже обычные дети, не хулиганы. Но они могут вызывать агрессию у других, более жёстких группировок, как раз по причине необычного внешнего вида. Либо к ним могут примкнуть такие, которые поведут их за собой не в ту сторону.
Как предотвратить переход в агрессию, оппозицию?
Пока группа подростков не противопоставляет себя чему-то или кому-то, а просто хочет сказать, что они появились на социальной арене, у них есть силы, они представляют собой энергию, их можно привлечь в разные стороны. Все, что они хотят сказать — «Мы есть», а дальше — куда их поведут. Нужно предложить им позитивные цели, направить энергию в мирное русло. Лучше всего, если это делает чуть старшее за ними поколение, которое уже определилось с жизненной позицией. Например, к ним могут прийти те же волонтерские организации и сказать: «Ребята, нам нужны руки, нам нужно ваше участие, предлагаем вам поучаствовать в конкретных делах». Такие мероприятия всегда есть даже на уровне города. Это помощь ветеранам, пожилым, городским службам, экологические программы и т.д. Пусть они остаются в своей форме, своей группой, никто не собирается разрушать их единство. С теми, кто в оппозиции, надо уже по-другому работать. Там негативные установки, другая, более жесткая организация.
Считается, что молодое поколение сейчас позже взрослеет и дольше остаётся маленькими детьми. Да, у нас цифровой век, социальное созревание у подростков может опаздывать. Но, тем не менее, они начинают оценивать свой возможный вклад в жизнь, свою и социальную, начинают вырабатывать своё мировоззрение — это обязательно полагается по возрасту. Их надо понимать, принимать и как-то сопровождать на этом пути. Каждое поколение будет что-то своё предъявлять. А вот что им потом предложит общество, взрослые люди — об этом нужно задуматься.