Богатый «улов»
В медицине страсть собирать все подряд называется патологическим накопительством, или хордингом (от англ. hoard – «запас»). В народе – синдромом Плюшкина: в честь гоголевского персонажа в «Мертвых душах», который «что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, – все тащил к себе».
Современные Плюшкины тоже забивают свой дом всяким подобранным на свалке хламом: коробками, старыми оконными рамами, поломанными стульями, обносками, которые кто-то выставил у лифта, макулатурой, советскими пластинками…
Перечень «сокровищ» можно еще долго продолжать.
А куча все растет
Если поначалу Плюшкины тащат то, что хотя бы теоретически может пригодиться – «Отремонтирую стул, и будет как новый», «Вещи постираю и еще покопаю в них огород на даче» – то потом все подряд: старые газеты, потерянную кем-то лыжную палку, куски фанеры, битое стекло… Собирательство становится смыслом их жизни. Им не важно, что собирать, главное – собирать. И этим они отличаются от коллекционеров, которые «заточены» на что-то одно. Плюшкины же свои сокровища сваливают в кучу (часто даже не представляя, где что лежит) и снова отправляются на охоту. И так из месяца в месяц, из года в год…
В квартире – как в берлоге
Чем больше Плюшкин притаскивает «богатств», тем сильнее это осложняет ему жизнь. Невозможно пройти из комнаты в комнату – повсюду мешки, коробки, пакеты; нормально есть и спать – стол и кровать завалены под завязку. Из-за загромождения в коридоре дверь в туалет и ванную открывается с трудом, балкон вот-вот обвалится… Это приводит к постоянным конфликтам с родственниками и соседями, которые настаивают на том, чтобы «коллекционер» избавился от хлама. Если же тот не реагирует, переходят к угрозам или начинают наводить порядок самостоятельно.
Отдам в добрые руки
Однако специалисты считают, что с решительными мерами лучше повременить. Для Плюшкина расставание с вещами – сильнейший стресс.
Этим хординг отличается от шизофрении, депрессии и последствий черепно-мозговых травм, одним из симптомов которых тоже может быть чрезмерное накопительство. Но в таких случаях оно не намеренное: если вещи выбросить, люди мучиться не будут. А вот Плюшкин будет. Поэтому начинать нужно не с вывоза мусора, а с обращения к психиатру или психотерапевту, особенно в запущенных случаях – когда мусор поглотил все жизненное пространство в доме.
Если ситуация зашла не слишком далеко – в квартире хоть и беспорядок, но без особых завалов, попробуйте поговорить с Плюшкиным по-хорошему.
- Ищите аргументы. Например, какой смысл хранить одну лыжу или рваный тапок? Если он согласится чем-то пожертвовать, проводите ревизию дальше. Но мягко и без насилия.
- Предложите альтернативу. Плюшкину жаль выбрасывать свои сокровища? Пристройте их в добрые руки: неработающие телевизоры – в телемастерскую, старую мебель и коробки – соседям-дачникам.
- Постарайтесь отнестись к собирателю с сочувствием и пониманием – от этого недуга не застрахован никто. Уделяйте ему больше внимания, давайте посильные поручения. Почувствовав свою нужность, он сам захочет выбраться из «берлоги».
Комментарий специалиста
Психиатр-психотерапевт, к. м. н, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова Алексей Павличенко:
– В американской классификации чрезмерное накопительство причислено к психическим расстройствам и считается разновидностью навязчивых состояний. Оно встречается у 2–6% населения. Наиболее часто – в 40–50 лет, хотя первые симптомы появляются еще в юности. Хордингом чаще всего страдают нерешительные, неуверенные в себе личности. В 2/3 случаев чрезмерное накопительство сочетается с другими расстройствами – депрессией, тревогой, страхом заражения микробами и пр. А в каждом втором – передается по наследству.
Кандидат психологических наук Мария Баулина:
– Человек может стать «собирателем» в результате тяжелой психологической травмы: смерти близкого человека, разлуки с любимым. Он защищается от мира ворохом вещей, чувствуя себя, как в гнезде или норе. Это помогает заполнить внутреннюю пустоту (ведь у него так много всего!) и ощущать себя в безопасности.
Личное мнение
Георгий Ланской, журналист, писатель: Рецепт борьбы с этим только один – выбрасывать без всякой жалости, но я следую ему не всегда. Сохраняю ненужные диски с фото, книги, которые никогда не буду читать, фильмы, которые не буду смотреть, потому что жалко. Не от скупости, а скорее потому, что никогда не был богатым человеком. Знаю, сколько это стоит.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть