Иосиф Стернин, доктор филологических наук, профессор, директор Центра коммуникативных исследований ВГУ:
— В русской коммуникативной культуре не принято улыбаться просто для того, чтобы поднять настроение собеседника или самого себя подбодрить. Хотя такая улыбка — сильное средство борьбы со стрессом. Когда человек улыбается (даже самому себе), в организме улучшаются все физиологические процессы — это медицинский факт.
Если вы делаете что-то с улыбкой, пусть и принуждая себя к ней, такое поведение однозначно способствует преодолению негативной, напряжённой ситуации. Психолог Дейл Карнеги говорил: «Если вы встали утром не с той ноги, скорчите какую-нибудь рожицу перед зеркалом. Волей-неволей улыбнётесь — и настроение сразу улучшится».
Читайте также: Счастливый или несчастный? Как сложилась жизнь Дейла Карнеги
Постарайтесь подержать улыбку на лице некоторое время. Англичане говорят: «Сосчитайте до дюжины — и маска весёлости перейдёт в весёлость». Русскому человеку надо сосчитать, наверное, до 30-40. Но дело того стоит. Это может быть даже не улыбка, а просто доброжелательное выражение лица. Надо как бы принять эту маску, сказать себе: «Да ничего, прорвёмся!» — и станет легче.
Конечно, легко сказать: «Улыбайтесь!» Типичная российская реакция: «А чему улыбаться-то?» Жизнь-то, мол, нелёгкая, не жизнь, а выживание, к которому больше подходит выражение озабоченности. Улыбка же отражает благополучие, достаток, хорошее настроение, а всё это может быть только у немногих. Отсюда и зависть, и даже неприязнь, вопрос: «Чего разулыбался?»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции