– А в нашей школе учеников никогда не хвалили, – «похвастался» мне знакомый папа, рассказывая о своем сыне. – Наоборот, их только ругали, говорили, что они остолопы, бездари, неучи и не смогут поступить в вуз. Только благодаря такому прессингу у них почти весь класс и сдал экзамены.
Такая уверенность в силе критики меня поразила. Школа, в которой учился тот ребенок, – престижная, в нее отбирали по конкурсу. Уж совсем остолопов и бездарей там быть просто не могло. И почему-то мне кажется, что поступили ее выпускники в вузы не благодаря, а вопреки тому валу критики, замечаний и ругательств, которые они получали.
Думаю, мало найдется взрослых, которые на уничижительное замечание начальства: «Плохо работаете, Анна Сергеевна, никакого толка от вас нет» – не обидятся. Конечно, иная критика может раззадорить и побудить доказать: я лучшая. Но это – если критика конструктивная. Когда же вас называют остолопом и бездарем, что-то доказывать вряд ли захочется. И потом взрослому проще: он может и ответить на грубость, и просто найти другую работу. Школьник же вынужден терпеть. Потому что многие родители считают: они ругают детей ради их же пользы.
Я вижу, как девочка, на которую накричала учительница, вжимает голову в плечи. Моя дочь часто гуляет с ней на детской площадке, и я знаю, что это сообразительный ребенок. «Она такая неуверенная в себе, – говорит ее мама. – Ведь знает, а руку не поднимает, боится, вдруг не то скажет…».
Я уверена: спасибо надо сказать учительнице, которая перед всем классом назвала ее «единственной бестолковой ученицей». И меня не удивляет, почему моя дочь делает успехи в музыкальной школе, но посредственно учится в общеобразовательной. В музыкалке учителя отмечают каждый шажок вперед, и окрыленная Поля готова весь вечер упражняться дома на скрипке. В обычной – учителя фиксируют только неудачи. «У меня все равно получится плохо», – вздыхает дочь и закрывает свои прописи.
Нет, от критики не вырастают крылья…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции