Примерное время чтения: 7 минут
6497

Минуя врача. Проблемы самолечения в России

Лекарственное обозрение № 9. Фармпалата выступает единым фронтом 21/05/2016
/ Image Point Fr / Shutterstock.com

В рамках конгресса «Человек и лекарство» прошёл симпозиум, посвящённый проблеме ответственного самолечения.

Этот вопрос был рассмотрен в свете решения Евразийской экономической комиссии № 178 и правил, разработанных в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза от 23 декабря 2014 года.

ВОЗ уже многие годы проводит политику контролируемого, осознанного само­лечения, за что подвергалась и продолжает подвергаться критике. Однако от этого проблема не становится менее значимой, а многие пациенты не изменили своего отношения к ней.

Этиология проблемы

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «самолечение — это разумное применение самим пациентом лекарственных средств, находящихся в свободной продаже, в целях профилактики или лечения лёгких расстройств здоровья до оказания профессиональной врачебной помощи». В документах ВОЗ подчёркивается, что самолечение может быть использовано лишь при ограниченном числе незначительных недомоганий. Нельзя считать самолечение только проблемой российского общества. За рубежом оно тоже широко распространено, так как экономический кризис часто делает невозможным посещение врача в связи с дороговизной его услуг либо отсутствием страховки. В России к этому следует добавить рекламу лекарственных препаратов и их доступность в любой аптеке. Понятно, что долг любого провизора или фармацевта, работающего в аптеке, — настоятельно рекомендовать посетителю обратиться со своими проблемами к врачу. Но что делать в том случае, если тот упорствует? Как свести к минимуму риск самолечения?

Языком закона

Отечественное законодательство в области самолечения регламентируется Федеральным законом от 21.11.2011 № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в п. 1 ст. 27 которого указано, что граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья, но термин «ответственное самолечение» нигде в законе не присутствует, как, впрочем, и в других нормативных документах в сфере здравоохранения. А единственным примером законодательного признания самолечения в нашей стране является деление лекарственных препаратов на рецептурные и безрецептурные. Ранее список безрецептурных препаратов определялся приказом МЗ РФ, а на сегодняшний день, согласно ФЗ от 12.04.2010 № 61‑ФЗ «Об обращении лекарственных средств», присвоение лекарственному препарату статуса безрецептурного/рецептурного происходит на этапе его регистрации.

Согласно правилам Евразийской экономической комиссии, уполномоченные органы составляют перечень рецептурных или безрецептурных препаратов и в последующем не реже чем 1 раз в год обновляют этот перечень (с указанием при необходимости подкатегорий их отпуска).

Наш словарь
ОТС-препараты, или безрецептурные (от англ. over the counter – «на прилавке»), – обширная группа лекарств, которые поступают к больному непосредственно из рук провизора, минуя врача.

Безрецептурные и безопасные

Безрецептурные (ОТС-препараты) — это лекарственные препараты, отпуск которых осуществляется без предъявления пациентом работнику аптеки рецепта. Безрецептурный препарат прежде всего должен быть безопасным, то есть его действующее вещество в рекомендованной дозе должно обладать минимальной токсичностью, а способ применения не требовать участия медицинских работников. Кроме того, ОТС-препараты должны иметь минимум побочных эффектов и не создавать потенциально опасные для здоровья пациента комбинации с другими ЛС.

Говоря о безопасности лекарственного препарата и определении вреда здоровью человека, необходимо учитывать следующие критерии:

  • прямой вред (исходя из профиля без­опасности) лекарственного препарата;
  • косвенный вред лекарственного препарата;
  • возможность выполнения пациентом самооценки состояния;
  • риск неправильного применения и последствия такого применения;
  • качество информации о лекарственном препарате.

Информация — как средство от ошибки

Учитывая, какая большая роль в самолечении отводится самому пациенту, первостепенное значение приобретает информация о ЛС, которая должна быть предоставлена в достаточном объёме и в таком виде, чтобы адекватно заменить собой медицинское наблюдение и предостеречь пациента от применения безрецептурного препарата, когда это противопоказано или небезопасно.

Поэтому уполномоченный орган при регистрации безрецептурных лекарственных препаратов должен обязательно учитывать возможность следующих действий пациента:

  •  он должен быть способен самостоятельно оценить состояние или симп­том, по поводу которого применяется безрецептурный препарат, и суметь применить его без медицинского наблюдения;
  •  пациент должен быть способен самостоятельно исключить похожие состояния, для лечения которых безрецептурный препарат не применяется;
  •  при этом следует принять во внимание наличие доступа пациента к медицинским источникам информации, которые позволяют ему достигнуть этих целей (включая письменную информацию о лекарственном препарате, рекомендации работника аптеки и других медицинских работников);
  •  пациент должен самостоятельно правильно оценивать естественное течение заболевания или состояния, длительность симптомов, возможность и возникновение рецидивов заболевания и их последствия;
  •  пациент должен быть способен правильно интерпретировать имеющиеся противопоказания, лекарственные взаимодействия, меры предосторожности и предупреждения.

Повысить роль провизора и фармацевта

В своём докладе профессор О. А. Мороз и её коллега О. А. Рыжова (кафедра фармации ГБОУ ДПО «Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования») привели следующие данные.

Согласно опросу, покупателями используются следующие источники информации:

  • 55% — советы знакомых
  • 40% — информация в медицинских изданиях
  • 5% — реклама

В этой ситуации многократно возрастает роль фармацевтического работника, который должен:

  • быть подготовленным для проведения консультаций по вопросам самолечения;
  • влиять на пациента в части формирования здорового образа жизни;
  • уметь разделять случаи фармацевтической и медицинской ответственности;
  • обеспечивать пациента необходимой информацией по вопросам применения лекарственных препаратов и биологически активных добавок;
  • обеспечивать исполнение правовых и этических норм оказания фармацевтических услуг.

На вопрос: «О чём вас консультируют в аптеке?» — ответы покупателей поделились следующим образом:

  • 50% — ни о чём
  • 30% — «О необходимости дополнительно приобрести ЛС»
  • 15% — «О схеме приёма»
  • 15% — «О необходимости прочитать инструкцию»

Кроме того, было высказано мнение, что рабочие программы для фармацевтических специалистов в системе высшего и среднего специального образования не обеспечивают подготовку специалистов, способных оказывать консультативные услуги при отпуске лекарственного препарата, и не соответствуют утверждённой должности фармработника. Проекты профессиональных стандартов ведущую роль в консультировании покупателей отводят фармацевтам со средним образованием. Необходимо в профессиональных стандартах учесть требования к современному фармацевтическому работнику в области консультирования пациента при отпуске лекарственных препаратов и внести изменения в рабочие программы и перечень должностей, введя в нормативные документы по отпуску лекарственных препаратов из аптек обязательное консультирование пациентов.

А для повышения уровня ответственности пациента за своё здоровье расширить информацию в СМИ, фармацевтических и медицинских организациях о возможном вреде самолечения и состояниях, требующих обязательного обращения к врачу.

Оцените материал
Оставить комментарий (4)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы