Примерное время чтения: 8 минут
1610

Алла Демидова: «Нужно слушать свой внутренний голос»

«АиФ. Здоровье» № 46. Алла Демидова: «Нужно слушать свой внутренний голос» 13/11/2008

Недавно стало известно, что у актрисы есть своя система восстановления психической энергии, о которой она впервые поведала на недавно прошедшем фестивале «Территория». А заодно и провела мастер-класс «Психическая энергия артиста», на которой был настоящий аншлаг.

Закон сохранения энергии

– Алла Сергеевна, когда вы впервые почувствовали, что после спектаклей у вас «подсаживается» энергия?

– Трудно сказать. Все накапливалось постепенно. Я искала выход: читала книги Штайна и других театральных режиссеров, штудировала Михаила Чехова, искала ответы в философских и психологических трудах, занималась йогой. Мне многое дало обсуждение этой темы с Владимиром Высоцким. В то время мы с ним репетировали спектакль «Крик» по пьесе Теннесси Уильямса, спектакль на двух актеров. Правда, он так и не вышел.

Поскольку выражения «психическая энергия» тогда еще не было, мы говорили о воздействии на зрителя. Я не открываю Володину тайну, сейчас уже все пишут, что Высоцкий принимал наркотики, в том числе и потому, что они давали очень сильный энергетический выплеск. Но он меня предостерегал от их употребления. У меня к тому времени был свой опыт. Меня интересовало то, что называется эзотерикой. Я одна из первых пришла в лабораторию академика Спиркина в Фурманном переулке за театром «Современник».

Все началось с того, что однажды на спектакль в Театр на Таганку пришли люди со странным аппаратом и микрофоном. Это были ученые из Санкт-Петербурга. Они ставили опыты с энергетикой человека. И выбрали меня. Мы с ними долго работали.

– Говорили, что вы ушли в свободное плавание из-за проблем со здоровьем.

– Нет. Я ушла по другим причинам. Когда Таганка разделилась, все спектакли, в которых я была занята, оказались на новой сцене. На старой остался лишь один – «Преступление и наказание», в котором я играла мать Раскольникова. Роль была маленькая и нелюбимая мною. Поэтому я постоянно брала больничные и в театр не ходила. Правда, следует сказать, что и зарплату я не получала. Так продолжалось полгода. Любимова в то время в Москве не было – он отрабатывал свои заграничные контракты. И в это время к директору театра пришла группа артистов с требованием, чтобы я или играла в спектакле, или увольнялась. И я написала заявление.

Высокая планка

– В театр вы так и не вернулись. Почему? Он стал вам неинтересен?

– Все, что происходит в театре сейчас, нужно. И авангардные постановки, и фестивали, но когда ты освоишь этот авангард, встанет вопрос: а что дальше? И тогда настанет время проверить себя на классическом репертуаре. Почему большинство хороших актеров, играющих сейчас в антрепризах, выглядят пошло? Потому что они играют на том уровне, который зритель способен воспринять.

Я всегда работала с уникальными режиссерами и слишком высоко подняла зрительскую планку. Отказывалась от ролей в фильмах, впоследствии ставших кассовыми, ушла из театра в свободное плавание, по разным причинам не состоялась моя работа с разными режиссерами – Антуаном Витезом, Джорджо Стрелером, Бобом Уилсоном. Мне всегда был интересен эксперимент. Но эксперимент рассчитан только на элитарную публику.

– Ваш очередной эксперимент длится год. Вы ведете передачу на радио «Культура», читаете стихи…

– Работа на радио мне очень нравится. Я ведь не только стихи читаю, но и импровизирую, когда даю свои комментарии. А некоторые слушатели думают, что я читаю по бумажке кем-то написанный текст. Готовиться к передаче очень сложно. Я должна все знать о поэте, все интересные факты его биографии и все его творчество, чтобы выбрать, о чем рассказывать слушателям. Но меня эта работа увлекает. Я рассказываю не только о любимых мною и очень известных авторах, но и о тех, кто остался в тени. О Борисе Рыжем, который добровольно ушел из жизни в 2001 году. Или о ныне здравствующем, на мой взгляд, очень талантливом авторе Олеге Чухонцеве.

– Вы удивительно читаете стихи и одновременно выступаете в роли аналитика. Откуда это у актрисы Демидовой?

– Моя профессия родилась на стыке двух образований: университета (Демидова окончила экономический факультет МГУ. – Авт.) и театрального училища. Таганка в свое время очень любила делать поэтические композиции.

Совесть – главный орган

 – Вы как-то сказали, что талант актера раскрывается после 40 лет. Почему?

– До сорока, освоив игру по системе Станиславского, молодые актеры легко и талантливо исполняют свои роли. Они, как правило, небольшие. Но после сорока проходит граница. Наступает время больших ролей. А ты изнашиваешь свой актерский аппарат, начинаешь болеть после каждой роли, не можешь быстро восстановиться.

– Почему люди болеют? Наверняка у вас кроме системы восстановления энергии есть своя точка зрения и по этому поводу.

– Люди болеют за свои грехи. У них есть орган – совесть. Для чего он существует? Никто не знает. Но приведу пример, который наверняка всем понравится. Когда плод развивается в материнском чреве, ему очень хорошо. Но у него начинают расти ненужные органы: руки, ноги. Ему это не нравится, он начинает толкаться. Но и руки, и ноги ему понадобятся в его следующей жизни, после рождения. Так и совесть. Сначала мешает, но, наверное, пригодится впоследствии. Она предостерегает от необдуманных поступков. Понятно уже, что, выбирая профессию, нужно слушать свой внутренний голос, ведь нелюбимая работа приведет к болезни.

– А когда вы поняли, откуда берутся болезни, что сделали?

– Поменяла образ жизни. По-другому стала относиться к людям. Раньше мне казалось, что со всеми можно договориться. Потом меня жизнь побила, и я перестала лезть на рожон. Но я знаю: если я все еще живу, значит, свою миссию до конца не выполнила.

Автор благодарит пресс-службу Московского международного Дома музыки за помощь в организации интервью

Актриса о себе

>> «Завидую людям открытым, которые могут комфортно себя ощущать в любых компаниях. Я человек стеснительный, большое количество людей меня пугает.  Толпы я просто боюсь. Никогда не войду в троллейбус, где много народу, лучше пройду пешком пол-Москвы, если у меня не хватит денег на такси или если моя машина сломалась. Три часа буду идти, четыре. Или, например, если в магазине много людей, я лучше буду голодать или за покупками пойду ночью».

>> «У меня жизнь вне сцены складывается проблемно. Не запоминаю номера телефонов, имена. Ничего не понимаю в технике. У меня привычка разбрасывать все, а потом не могу ничего найти. Это очень раздражает моих домашних…»

>> «Я сейчас не очень понимаю, как можно играть в коллективе. Немирович-Данченко сказал, что театр – коврик, на котором один актер и перед ним – один зритель. И какой он, этот театр, хороший или плохой, зависит от двух составляющих. Зрительный зал – более важный партнер, чем актер, с которым ты играешь. И тогда я решила играть одна, по вертикали:

я и… Бог».

>> «Актерское искусство – это гипноз, воздействие на подсознание. Чтобы зал «заиграл», в нем должно быть не менее 30% зрителей, поддающихся гипнозу».

Из интервью «Аргументам и фактам»

Наша справка

Алла Демидова – народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, имени К. С. Станиславского, недавно была награждена орденом IV степени «За заслуги перед Отечеством». Находясь в свободном плавании, ездит по разным уголкам мира со спектаклями, поэтическими вечерами и мастер-классами. Автор нескольких книг. Одна из последних – «В глубине зеркал». Супруг актрисы – кинодраматург Владимир Валуцкий, сценарист «Зимней вишни» и многих других кинофильмов.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы