На Западе экологически безопасные продукты питания прочно занимают отдельные полки магазинов. Но дело не только в том, что финны или канадцы хотят есть фрукты и овощи без пестицидов, а мясо и рыбу - без вредных гормонов. Их интересует и то, насколько безопасным для окружающей среды был сам процесс производства йогурта или сухого завтрака. Конечно, в первую очередь речь идёт о так называемых «базовых продуктах»: хлебе, птице, рыбе, мясе, овощах и фруктах. И, разумеется, молоке. Оно стоит отдельно: ведь те же йогурты, кефиры-ряженки, масло, сливки, творог, детское питание, многие кондитерские изделия так или иначе «появляются из молока». Поэтому жители стран Западной Европы и Америки относятся к безопасности и экологичности любимого всеми напитка с особым вниманием.
И не забывайте, что «живые» и «чистые» продукты стоят на порядок дороже, чем обыкновенные. Но это наших западных соседей не останавливает от покупок: им дорого и собственное здоровье, и мир, в котором они живут. Поэтому сначала они смотрят не на ценник, а на специальный значок экологической безопасности на пакете или бутылке.
Что на экополке?
Задумываются ли о том же россияне? Имеет ли для нас значение, как и в каких условиях были произведены продукты?
Санкт-Петербургский Экологический союз совместно с Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга попытались найти ответы на эти вопросы. Для этого в июле 2008 года они провели исследование в рамках программы «Экология и человек».
Экологи попытались выяснить, понимают ли жители Северной столицы, что означает термин «экологически безопасная продукция», и хотят ли они приобретать её. Ведь для того чтобы определить, насколько продукт безопасен, существуют так называемые «экомаркировки», которые говорят о соответствии товара экологическим требованиям.
Предыдущий опрос экологи проводили два года назад. Именно тогда были созданы так называемые «экополки» - специализированные отделы в магазинах Северной столицы. Это помогло собрать в одном месте экологически безопасную продукцию и выделить её для того, чтобы потребитель не тратил много времени на поиски. Таким был первый шаг для того, чтобы поддержать производителей, которые бережно относятся к природным ресурсам и окружающей среде.
Сегодня 53% участников исследования обращают внимание на то, отмечен ли товар знаком, удостоверяющим его безопасность для здоровья и окружающей среды. Россияне стали гораздо больше ценить необходимость такого контроля.
Код листка, код росы
Самыми уважаемыми экоэмблемами были признаны «Субъект РФ. Чистые росы» (21%) и «Листок жизни» (18%). Хорошо известен также знак «Экотест плюс». Все они присуждаются в результате добровольной экологической сертификации. Маркировка означает, что товар или услуга за время производства, использования и утилизации наносит наименьший вред окружающей среде, а значит, и здоровью человека.
Кстати, недавно знак «Эко-тест плюс» получило молоко «Валио» ESL. Хорошо то, что это продукт нередкий: его без труда можно найти практически в любом магазине по всей России. К тому же молоко - продукт, что называется, массового спроса. В разных «формах и видах» оно присутствует на наших столах каждый день. Иными словами, вряд ли мы станем здорово беспокоиться об экологической безопасности чёрной икры. Другое дело - основные продукты питания: хлеб, яйца, мясо, молоко. Не будет ошибкой утверждать, что именно на таких товарах повседневного спроса россияне хотят видеть знак экологической сертификации. Ведь в конечном счёте «ты - то, что ты ешь», как сказал великий.
Давайте взглянем на ту же Финляндию, откуда родом экологически чистое молоко. Наши соседи не зря так «привязаны» к своей экопродукции. Результат, как говорится, налицо: средняя продолжительность жизни у финских мужчин - 74,6 года, у женщин - 81,5 года. Напомним, что у россиян это 60 и 73 года соответственно. Есть над чем задуматься, не так ли?
Естественно, экологами признана польза и безопасность не только продукции «Валио». Существует электронный экорегистр: каталог товаров, прошедших процедуру добровольной экологической сертификации и победивших в конкурсе «Экологичный товар года» 2006 и 2007 гг. Его можно найти в Интернете, и входят в него не только продукты питания, но и косметика, системы очистки и даже бытовая химия. К сожалению, список ещё не слишком велик.
Экологически сертифицированные продукты определяются несколькими критериями. Они не должны содержать генетически модифицированные ингредиенты, не должны быть выращены с использованием пестицидов, гербицидов, ядохимикатов и искусственных удобрений. Также в них не может быть искусственных консервантов, красителей и вкусовых добавок. А подтверждать всё это должны специальные лицензионные символы - экомаркировки.
Сознательность растёт
Но что самое важное для человека, который покупает, например, пакет молока с зелёным листком на коробке? Опрос показал, что 48% петербуржцев делают это, чтобы позаботиться и о своём здоровье, и об окружающей среде. Интересно, что два года назад основной заботой поборников экопитания было лишь собственное здоровье. Так что наша сознательность растёт!
Любопытно также, что в 2006 году 65% опрошенных не обратили никакого внимания на недавно появившиеся в магазинах товары с ярлыками «экологически безопасный продукт», а сегодня уже 81% жителей Петербурга хотели бы видеть экопродукцию на отдельных полках магазинов, а ещё 71% - в специализированных отделах. При этом 73% респондентов готовы покупать экологически безопасные товары дороже тех, которые не подверглись тщательной проверке экологов и тестирующих органов. В частности, больше трети опрошенных сообщили, что согласны на 20%-ное повышение цен на «чистые» продукты.
Практически все, кто принял участие в опросе питерских экологов, согласны с утверждением, что окружающая среда оказывает влияние на здоровье человека. Однако 81% считает, что это влияние в равной мере оказывает качество и воды, и воздуха, и еды на наших столах. Здесь снова на ум приходит финский опыт: всё-таки в стране, непосредственно соседствующей с Ленинградской областью, не только пьют эко-молоко, но и активно заботятся об экологии…
Почти 97% респондентов уверены: государство должно оказывать любую поддержку производству «чистой» продукции. И здесь, вероятно, не важно, кто этот производитель - российская компания или дочерний завод иностранной корпорации, давшей рабочие места россиянам и налоги российскому бюджету. Ведь основная цель экологической сертификации - стимулировать производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые минимально загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности. Сегодня, когда конкуренция высока как никогда, для многих товаров экологический сертификат или знак может стать весомым преимуществом в борьбе за покупателя.
В России экологическая сертификация ещё в самом начале пути. Но интерес к экопродуктам растёт - именно об этом говорят данные опроса. Его участники подтвердили: отправляясь в магазин, они прежде всего обращают внимание на информацию о составе товара. И это совершенно не зависит от толщины их кошелька. А в продуктовую корзину отправляются только те продукты, в качестве которых у них нет сомнений. Молоко с зелёным символом в этом смысле - пример наглядный. Ведь на нём не только стоит эмблема «Экотест плюс». По данным комитета по качеству молока Северной ассоциации производителей (NSMS), в 2007 году этот финский продукт был признан самым экологически чистым и в странах Евросоюза. Что и неудивительно, если знать, какой жесточайший контроль на всех этапах - от сырья до готовой продукции - осуществляется в одиннадцати тысячах частных финских фермерских хозяйств, поставляющих молоко известному концерну. И если экология начинается с качества, то качество начинается с фермы. И «Валио» считает это своим главным секретом.
Сравнительные характеристики сырого молока | ||||
Основные показатели качества молока |
Стандарты РФ, высший сорт* |
Стандарты ЕС** |
Стандарты Valio, Е сорт*** |
Фактические показатели Valio**** |
Количество сома- тических клеток, ед./см |
<= 500 000 | <=400 000 | <=250 000 | =135 000 |
Бактериальная обсеменённость, КОЕ/г |
<=300 000 | <= 100 000 | <=50 000 | =6 000 |
Наличие антибиотиков |
не допускается | не допускается | не допускается | нет |
*Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1078-01 **Постановление ЕС №853/2004 от 29 апреля 2004 года ***94,6% молока «Valio» соответствует лучшему Е-сорту **** показатели молока «Valio» Е-сорта в 2007 году. |