Не порти воздух!
В 2012‑2016 гг. на цели экологии правительство Москвы выделит около 118 млрд руб., что в несколько раз превышает финансирование последних лет. Определено пять приоритетов: благоустройство особо охраняемых природных территорий, экологическая реабилитация рек и прудов, сокращение объёмов захоронения отходов и увеличение их переработки, сдерживание роста выбросов автотранспорта, а также повышение экологической культуры населения.
Власти решили всерьёз разобраться с промышленными предприятиями, которые, так сказать, незаконно портят воздух. По данным «Мосэкомониторинга», лидером среди нарушителей является Московский нефтеперерабатывающий завод (МНПЗ). Он дважды в неделю по ночам заставляет жителей близлежащих районов вдыхать сероводород. Плановые инспекторские проверки, о которых бизнесменов заранее оповещают, проводятся только днём и, соответственно, никаких превышений по выбросам зафиксировать не могут. Поэтому город борется с отравителями воздуха по-другому: на 57 предприятиях уже установлены специальные системы контроля. До 2016 г. они появятся ещё на 97 предприятиях, в том числе на МНПЗ.
Это исключит возможность тайного «стравливания» своих выбросов в ночные часы.
«В целом в сравнении с другими городами в Москве с экологией всё не так уж и плохо, - считает Александр Гинзбург, замдиректора Института физики атмосферы им. Обухова. - Но, к сожалению, по мере глобального потепления растёт и число экстремальных ситуаций, к которым сложно быть готовыми».
Полигоны кончились?
«Что касается больной темы - строительства мусоросжигательных заводов, принято решение их в столице не возводить, - утверждает А. Кульбачевский. - В Москве нет места для таких предприятий с положенной вокруг них километровой санитарной зоной. Это же 160 га земли на каждый объект! Три уже построенных завода являются колоссальной нагрузкой для бюджета. К тому же этот убыточный бизнес не решает всех проблем. Ведь, сжигая мусор без сортировки, мы получаем 30-40% золы - это отходы 3-го класса опасности, которые надо вывозить на специальные полигоны, а их нет. Так что принято решение перейти к созданию центров по переработке мусора в Московском регионе и, может быть, в соседних областях. Почему в прошлые годы эта программа не развивалась? Ни для кого не секрет, что существовал конфликт между Москвой и областью. А сейчас есть полное понимание, что «мусорную» проблему надо решать сообща».
Кстати, недавно стартовал эксперимент по раздельному сбору мусора в аэропорту «Внуково». Позже к нему примкнут другие аэропорты и вокзалы, места общественного пользования и городские учреждения. Что касается жилого сектора, то эксперты предлагают обновить градостроительные нормы, узаконив на каждом этаже любого строящегося дома специальную техническую комнату, где «пропишутся» контейнеры для разных отходов, которые заменят собой мусоропровод. В общем, для того чтобы программа массовой переработки мусора заработала, нужно исключить слабые звенья во всей цепочке утилизации отходов.
Законодателям тоже есть чем заняться, чтобы улучшить экологическую обстановку в мегаполисе. «Сейчас разрабатываются два важных законопроекта - об ограничении движения транспорта и об экологическом образовании москвичей, - говорит Вера Степаненко, председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике. - Думаю, этой осенью начнём их активно обсуждать».