Об этом мы беседуем с директором Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины, профессором Сергеем Бойцовым.
Половина дела
«АиФ. Здоровье»: – Говорят, профилактика заболеваний – половина успеха в сохранении здоровья нации. Это фигуральное выражение. А есть ли реальные данные, которые показывают, каков вклад профилактики в здоровье населения?
С.Б.: – Такие данные существуют, и, как ни парадоксально, они показывают, что профилактика действительно дает половину, то есть 50% успеха в снижении смертности от того или иного недуга. Данные эти получены в Финляндии, США, Великобритании, Голландии, Новой Зеландии. В дальнейшем они были подтверждены и в ряде других государств, в которых была реализована стратегия Всемирной организации здравоохранения по снижению смертности.
«АиФ. Здоровье»: – Для России это тоже справедливо?
С.Б.: – Безусловно. По структуре заболеваемости и смертности мы не сильно отличаемся от любой другой цивилизованной, промышленно развитой страны. Основная масса смертей у нас обусловлена неинфекционными недугами. В частности, более 80% жизней уносят четыре группы заболеваний: болезни сердца и сосудов, бронхолегочные патологии, сахарный диабет и онкологические недуги. Все они обусловлены образом жизни, их можно и нужно профилактировать.
Об этом говорит как здравый смысл, так и научные данные. Например, в 2007 году было опубликовано исследование, в котором анализировали причины снижения смертности от ишемической болезни сердца в одной конкретной стране ровно в 2 раза за 20 лет. Оказалось, что снижение уровня холестерина за счет формирования более рационального подхода к питанию обеспечило успех на 24%. А лечение инфаркта миокарда – дало лишь 10 %-ный вклад. Факт важности профилактики очевиден.
Участвовать должны все
«АиФ. Здоровье»: – Какие именно мероприятия входят в комплекс медицинской профилактики?
С.Б.: – Можно выделить два направления работы. В первую очередь это меры на популяционном уровне – направленные на людей, риск которых заболеть в ближайшее время невысок. Воздействуя на их поведение, формируя более здоровый образ жизни, устраняя существующие факторы риска, можно добиться в будущем значительного снижения смертности.
«АиФ. Здоровье»: – Но как это сделать? Понятно, что только информированием человека о факторах риска вопрос не решить. Можно тысячу раз объяснить ему, например, в чем вред курения, но это не значит, что он тут же бросит курить.
С.Б.: – Совершенно верно. В мероприятия, работающие на уровне всего общества, входит не только информирование населения, но и мотивирование к ведению здорового образа жизни, а самое главное – создание условий. Именно поэтому данная часть профилактики – дело не только Минздрава, не только врачей, но и всего общества. Если мы информировали человека, что каждый день полезно совершать пешие прогулки, если мы даже его мотивировали к этому, все равно ничего не выйдет, если у него нет возможности – например, не доступна парковая зона, вокруг – шоссе с выхлопными газами. Если мы мотивируем человека бросить курить, но на работе вокруг него будут дымить, будут дымить в кафе, толку не будет. Поэтому в первую очередь для успеха общественной профилактики нужна соответствующая законодательная база. А чтобы ее выработать и реализовать, необходимы усилия не только государственного и частного сектора здравоохранения, но и самых различных министерств, ведомств, законодательных органов власти, бизнес-структур, общественных и религиозных организаций. Другими словами, для снижения смертности нужны усилия всего общества.
Женщина – системообразующая фигура
«АиФ. Здоровье»: – Вы сказали о двух направлениях в профилактике. Какое второе?
С.Б.: – Вторая часть задач связана с работой с людьми, имеющими высокий риск, а также с уже заболевшими. Их необходимо выявить – через поликлиники, кабинеты профилактики, появившиеся центры здоровья. А затем принять меры для снижения риска.
«АиФ. Здоровье»: – Открытие центров здоровья довольно широко обсуждалось пару лет назад. Насколько такой вид профилактики себя оправдал?
С.Б.: – Сейчас уже можно говорить, что центры здоровья дали определенный результат – не только по выявлению факторов риска, но и по привлечению населения к более здоровому образу жизни. За два с половиной года, которые они функционируют (в некоторых регионах меньше, так как открытие центров проходило поэтапно), их посетило около пяти миллионов человек. Один центр рассчитан на 200 тысяч человек. Для взрослых в стране чуть больше 500 центров, для детей – около 200. Сказать, что они сейчас перегружены, нельзя. Тем не менее поток посещающих их людей возрастает.
«АиФ. Здоровье»: – Кто в основном приходит?
С.Б.: – Изначально казалось, что главными посетителями должны стать молодые люди, здоровые, заботящиеся о будущем. Пока привлечь достаточное количество людей этой группы не удается. Справедливости ради нужно сказать, что молодые женщины посещают центры здоровья охотнее. И нередко затем приводят своих мужчин. В целом в последние годы мысль, что забота о здоровье – это долг перед собственной семьей, стала более популярной среди молодых, это отрадно.
Тем не менее основными посетителями центров здоровья на данном этапе являются все же люди предпенсионного возраста, и по большей части опять же женщины. Это в целом неплохо, ведь именно данная фигура в большинстве российских семей является системообразующей. Она оказывает влияние и на супруга, и на детей, и на внуков, и на престарелых родителей. Именно этот человек в семье зачастую отвечает за приготовление пищи, подходы к питанию. Если такая женщина привлечена к здоровому образу жизни, в него невольно вовлекается вся семья..
«АиФ. Здоровье»: – Начиная с 2006 года возобновлена система массовой диспансеризации. Кажется, это серьезный шаг к своевременному выявлению заболеваний…
С.Б.: – Современная система диспансеризации нуждается в доработке, иначе она едва ли будет эффективной.
Диспансеризацию можно условно поделить на три процесса. Во-первых, диспансерный осмотр, который выявляет факторы риска заболеваний и сами заболевания. Во-вторых, коррекция выявленных факторов риска. В-третьих, лечение заболеваний или их наблюдение, если они не требуют срочного вмешательства. На сегодняшний день мы часто наблюдаем отсутствие связи между результатами диспансеризации и реальным лечебным процессом. Получается: выполнили план по осмотрам – и спокойно вздохнули. А карты с обнаруженными заболеваниями могут навсегда остаться в коробках.
За соединение всех трех блоков диспансеризации должен кто-то отвечать. Логично, если это будет участковый терапевт. Однако в последние годы диспансеризацию проводят по месту работы. Участковые терапевты в данном случае остаются за бортом, ведь в трудовом коллективе, который проходил диспансеризацию, работают люди с самых разных участков. До каких-то из них информация не дойдет, до каких-то дойдет слишком поздно. Поэтому привлечение к диспансеризации участковых врачей – важнейшая задача.
Еще лучше было бы, если бы координатором организации диспансеризации был сам участковый терапевт. Но для этого он должен быть мотивирован экономически, оплата его работы должна проводиться с учетом этого факта.
Необходим также переход на электронные амбулаторные карты – они упростят формирование базы данных, повысят эффективность работы. А еще система диспансеризации должна учитывать, что для каждой половозрастной группы есть вероятность развития разных заболеваний и наличия разных факторов риска. Поэтому набор методов исследований должен отличаться. Это даст лучший результат при наименьших затратах.