Почему из аптек периодически исчезают те или иные препараты? И что в этой ситуации делать нам, их потребителям?
За ответом мы обратились к одному из ведущих российских фармэкспертов, директору аналитической компании Cegedim Strategic Data Давиду Мелик-Гусейнову.
Вот, новый поворот…
С проблемой лекарственного дефицита автор этого материала вплотную столкнулась совсем недавно, когда из аптек вдруг разом исчезло недорогое, но очень эффективное средство, которое я и тысячи моих товарищей по несчастью, страдающих гипотиреозом (понижением функции щитовидной железы), ежедневно принимали для пополнения гормональной недостаточности.
К его назначению мы с моим лечащим врачом пришли долгим путем проб и ошибок. Но результат того стоил: в комбинации с другим лекарственным средством новый препарат дал потрясающий эффект. И вдруг такой поворот…
Исчезновение жизненно важных лекарственных средств из российских аптек – явление не новое. В разные годы его жертвой были больные артериальной гипертонией, диабетом, почечной недостаточностью и другими серьезными заболеваниями.
А в прошлом году разразился настоящий «аптечный коллапс»: в ответ на предпринятую у нас в стране попытку ограничить рост цен на лекарства из аптек исчезли такие дешевые и жизненно необходимые препараты, как аспирин, парацетамол, ампициллин и т. д.
– Некоторым фармпроизводителям стало просто невыгодно выпускать свою продукцию по столь низким ценам, – говорит Давид Мелик-Гусейнов. – Да и дистрибьюторам (осуществляющим поставку лекарственных препаратов. – Ред.) иметь дело с дешевыми лекарствами нет никакого интереса. Одно дело – сделать наценку 15% на лекарство стоимостью 50 рублей, и совсем другое – получать прибыль с лекарства по 300 рублей и выше…
В 2011 году ситуацию понемногу удалось урегулировать. Но многие недорогие, но эффективные препараты в российские аптеки так и не вернулись.
Обещанного три года ждут
Есть у перманентного лекарственного дефицита в России и другая, бюрократическая составляющая – процедура перерегистрации, которую согласно Федеральному закону «Об обращении лекарственных средств» раз в 5 лет должен проходить каждый препарат. Учитывая, что на российском рынке сейчас около 17 тысяч лекарственных наименований, нетрудно догадаться, что с таким валом работы чиновники Минздрава РФ не справляются. Практика показывает: процедура перерегистрации одного лекарства может длиться от 10 месяцев до трех (!) лет.
– За рубежом от подобной практики давно отказались, – рассказывает наш эксперт. – Препарат там регистрируется один раз. Его могут на время временно снять с продажи лишь по очень веской причине: например, из-за пересмотра его формулы или при обнаружении новых побочных эффектов.
При этом об изъятии лекарственного средства из аптечной сети в обязательном порядке оповещаются и врачи, и провизоры. У нас подобная система отсутствует. Шлейф врачебной выписки исчезнувшего препарата зачастую растягивается на несколько лет!
Заложники ситуации
В случае с «моим» лекарством ни провизоры, ни мой лечащий врач об истинной причине его исчезновения не подозревали.
– Должно быть, перерегистрацию проходит, – попытались успокоить меня в одной из аптек. – Наберитесь терпения! Рано или поздно ваше лекарство появится…
Оптимизма подобная логика мне не прибавила. Одно дело, если вы не нашли в аптеке аспирин… Но что делать тем, у кого от пропавшего препарата зависит прогноз лечения, а подчас – и жизнь?!
На памяти специалистов – история с исчезновением лекарства для лечения эпилепсии. Таких больных у нас в стране сотни тысяч. Принимая этот препарат, они живут обычной жизнью. Но стоит им прервать лечение, как приступы возобновляются с новой силой и могут стать причиной смерти, а то и … слабоумия (если речь идет о детях, страдающих тяжелой разновидностью этого заболевания – синдромом Веста).
Компания-производитель постаралась заблаговременно предупредить об исчезновении препарата (его решили снять с производства) все заинтересованные организации, включая Минздрав, но соответствующие меры чиновниками предприняты не были. Дело грозило обернуться массовыми трагедиями. И лишь благодаря активному вмешательству общественности, ситуацию удалось разрешить, возобновив на время производство жизненно необходимого препарата – специально для российских пациентов.
Чтоб не пропасть поодиночке…
Прогнозы специалистов звучат неутешительно: до тех пор пока государство не урегулирует вопросы, связанные с обращением лекарственных средств, подобные ситуации будут возникать и впредь.
Но перемены к лучшему, по словам Давида Мелик-Гусейнова, все же намечаются. Эксперт убежден: от громоздкой и во многом формальной системы обязательной перерегистрации лекарств у нас в стране будут отходить.
Отчасти решит проблему и переход на тарифную (а не на наценочную, как сейчас) систему лекарственного ценообразования, по которой уже давно живут все цивилизованные страны, а также – ужесточение требований к компаниям-дистрибьюторам, коих сейчас на территории России более … полутора тысяч! А еще лучше, считает Давид, если договора будут выстраиваться напрямую между государственными заказчиками и производителями, минуя посредников, что опять же потребует серьезного пересмотра действующей ныне системы проведения государственных аукционов на поставку лекарственной продукции.
Но, пока все это планируется, выкручиваться из проблем придется нам с вами. Выход один: либо попытаться найти исчезнувшему лекарству замену, либо обращаться в Минздрав РФ, Росздравнадзор, администрацию вашего города или области, дабы чиновники вышли на производителя исчезнувшего препарата.
Лично я времени терять не стала и напрямую обратилась в пресс-службу фармкомпании, в чьем препарате так нуждаюсь. Ответ надежд на счастливый исход не оставил: «мое» лекарство … сняли с производства по причине его … нерентабельности.
Временным решением проблемы стала просроченная упаковка злополучного препарата, которая завалялась у одной из моих знакомых. Ею и спасаюсь на время отпуска моего врача, с которой мне придется заново проходить сложный путь поиска подходящей мне лекарственной терапии. Хорошо бы, чтобы этот поиск увенчался успехом.