Процесс обучения чтению представляет собой довольно-таки «ресурсноемкое» занятие для человеческого мозга, так как чтение – это умение, которое было приобретено человеком относительно недавно. В силу этого обстоятельства мозг вынужден осваивать этот навык в форсированном режиме, параллельно подстраиваясь под него. При этом он лишен возможности использовать инструменты обработки визуальной информации, выработавшиеся в процессе эволюции.
Следствием всех этих факторов является то, что в процессе обучения чтению мозг вынужден задействовать ресурсы областей, отвечающих за другие навыки.
К такому выводу пришли ученые из Национального института здоровья и медицинских исследований во Франции. В проведенном им эксперименте приняли участие 63 жителя Бразилии и Португалии, 11 из которых не умели читать, 22 научились этому уже во взрослом возрасте, а все остальные - в детстве, когда учились в школе.
Исследователи при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии следили за реакцией мозга на различные стимулы, в частности, на изображения лиц и других объектов, устные и печатные тексты и математические задачи.
Выяснилось, что умение читать - вне зависимости от того, когда оно возникло - усложняет организацию зрительной зоны коры головного мозга. Кроме того, у читающего человека текст активирует почти всю область нейронов, отвечающих за восприятие устной речи. То есть письменная речь по коммуникативному эффекту вполне сопоставима с устной, отмечают ученые.
Умение читать также положительно влияет на процесс обработки устной речи, усиливая работу той области в височной доле мозга, которая относится к слуховой ассоциативной коре.
Как пишет РИА Новости, ранее ученые из Колумбии и Великобритании выяснили, что обучение чтению и письму изменяет структуру мозга, увеличивая плотность серого и белого вещества в некоторых его отделах. Свое исследование они провели на группе колумбийских партизан, обучившихся грамоте только в зрелом возрасте.